04.07.2025
Проект постановления Правительства ХМАО-Югры
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от __________________ №______
Ханты-Мансийск
Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2036 года
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2025 года № 1161-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период до 2036 года», статьей 63 Устава (Основного закона) Ханты-мансийского автономного округа – Югры, с целью создания условий для социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2036 года (далее – Концепция).
2. Исполнительным органам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и иных документов стратегического планирования.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации муниципальных программ и иных документов стратегического планирования муниципальных образований.
5. Департаменту молодежной политики, гражданских инициатив и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с исполнительными органами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разработать и внести в 6-месячный срок в установленном порядке в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проект плана мероприятий по реализации Концепции.
6. Признать утратившим силу с 1 января 2026 года постанволение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 мая 2011 года № 183-п «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
7. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2026 года, за исключением пункта 5, вступающего в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
Р.Н.Кухарук
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
от 27 мая 2011 года № 183-п
Концепция
устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
на период до 2036 года
1. Ведение
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – коренные малочисленные народы Севера, Концепция, автономный округ) определяет основные направления, приоритетные задачи и ожидаемые результаты реализации государственной политики в этой сфере в соответствии с Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2025 года № 1161-р.
Российское законодательство исторически основывается на признании особой уязвимости коренных малочисленных народов Севера с учетом их проживания в суровых природно-климатических условиях, сохранения и ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, возможность осуществления которых зависит от сохранности их исконной среды обитания.
Это обусловило реализацию в Российской Федерации особых системных мер по защите исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и самобытной культуры.
Законодательно закреплены меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов). Льготы для представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», законы автономного округа «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», «О поддержке органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера», «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», «О видах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», «О регистре получателей мер государственной поддержки из числа коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера», «О Реестре территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», нормативные правовые акты автономного округа в сферах государственной национальной политики, социально-экономического развития, развития, образования и культуры.
Концепция носит комплексный межотраслевой характер и направлена на объединение усилий отраслевых исполнительных органов автономного округа и институтов гражданского общества для решения вопросов устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера и может являться основой для разработки и уточнения государственных программ автономного округа, муниципальных программ, региональных и ведомственных проектов, стандартов и методических документов.
Основной целью Концепции является создание правовых и финансовых механизмов для реализации прав коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, определенных Федеральным законом от 30 апреля 1999 года
№ 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Концепция преемственна по отношению к Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от
27 мая 2011 года № 183-п.
2. Современное социально-экономическое положение коренных
малочисленных народов Севера
Автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской низменности, западная граница региона граничит с Республикой Коми, на юго-западе - со Свердловской областью, на юге - с Тюменской и Томской областями, на востоке с Красноярским краем, на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, является исконным местом проживания коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси и ненцев.
В систему работы по защите и реализации прав коренных малочисленных народов Севера вовлечено 14 исполнительных органов, 22 муниципальных образования, организации и учреждения, реализующие этнокультурный компонент.
Действует адресная государственная программа «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года № 547-п.
В 2025 году учреждена должность Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, в соответствии с Законом автономного округа от 24 апреля 2025 года
№ 23-оз.
Разработана Государственная информационная система «Коренные малочисленные народы Севера» (далее – ГИС), в которой имеются необходимые аналитические данные для планирования мер государственной поддержки в государственных программа автономного округа. В ГИС работают сотрудники 11 исполнительных органов автономного округа, формируя данные ведомственной отраслевой статистики по основным направлениям устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера. Формы ведомственной отраслевой статистики включают 15 направлений, сбору подлежат 77 показателей социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.
Представители коренных малочисленных народов Севера автономного округа активно участвуют в формировании федерального списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (далее – список). Для граждан, подавших сведения в список упрощен доступ к мерам государственной поддержки, направленным на обеспечение реализации их социальных и экономических прав, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По данным Всероссийской переписи населения, численность коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы) в 2020 году составила 32 014 человек, что на 10% (3 171 человек).
По данным медицинских организаций Югры, показатель естественного прироста среди коренных малочисленных народов Севера составляет 6,4 на 1 тыс. населения, что превышает средне окружной показатель (по автономному округу естественный прирост 4,2 на 1 тыс. населения).
Уровень рождаемости среди коренных малочисленных народов Севера выше общеокружного и составляет 12,4 на 1 тыс. населения (в целом по Югре 10,8 на 1 тыс. населения).
В перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от
8 мая 2009 года № 631-р, включен 131 населенный пункт и межселенная территория 8 из 9 муниципальных районов, что составляет 66,7% от общего числа населенных пунктов автономного округа.
В целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера образованы территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения (далее - ТТП). С 2015 по 2025 год численность субъектов права ТТП в границах 475 ТТП выросла на 11 %
(с 4462 до 5018 человек), ТТП занимают более 23 % от общей площади автономного округа.
Следует отметить рост доли населения из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Так, по данным Всероссийской переписи населения 2010 и 2020 года количество граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в населенных пунктах отнесенных к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, увеличилось на 5,8 % (с 22 719 человек в 2010 году до 24 034 человек в 2020 году). Количество граждан, проживающих в городских округах, снизилось на 5,4 % (с 8 536 человек в 2010 году до 8 071 человек в 2020 году).
Данная тенденция положительная, так как в случае оттока молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера из мест традиционного проживания в города нарушается межпоколенческая передача самобытной культуры, традиционных знаний, что может привести к утрате осознания национальной идентичности, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Развитие традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера способствует сохранению количества общин и иных организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера, по состоянию на 1 января 2025 года в региональном реестре содержатся сведения о 90 таких организаций.
Этнообразующими, этносохраняющими видами традиционной хозяйственной деятельности для коренных малочисленных народов Севера являются: животноводство (оленеводство, коневодство), рыболовство, охота, собирательство, традиционные промыслы и ремесла, в том числе изготовление национальной одежды, утвари, орудий лова и т.п.
Потенциал для благоприятного социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера в автономном округе формируется сочетанием конкурентных преимуществ - разнообразие водных объектов и биологических ресурсов, а также объектов животного мира автономный округ, способствует сохранению традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.
В структуре промышленного производства автономного округа выделен сегмент товаров местных производителей, в число которых входят общины коренных малочисленных народов Севера, реализующие продукцию традиционной хозяйственной деятельности (дикоросы, пушнина, мясо диких животных, боровой дичи), 8 общин коренных малочисленных народов Севера выпускают пищевую продукцию под брендом «Сделано в Югре».
В бюджете автономного округа ежегодно предусматриваются финансовые средства на поддержку коренных малочисленных народов Севера, реализацию мероприятий, ориентированных на создание максимально благоприятных социальных и экономических условий проживания, предоставление мер государственной поддержки коренным малочисленным народам Севера для сохранения традиционного образа жизни и развития традиционной хозяйственной деятельности, систематизацию и совершенствование законодательства.
Обеспечено представительство коренных малочисленных народов Севера в органах государственной власти и органах местного самоуправления: в структуре Думы автономного округа осуществляет деятельность Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера. При Правительстве автономного округа и органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа осуществляют деятельность коллегиально-совещательные органы по вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, в составе которых работают уполномоченные представители объединений и организаций коренных малочисленных народов Севера.
В целях обеспечения условий для участия коренных малочисленных народов Севера в вопросах, затрагивающих их права и интересы, при Правительстве автономного округа образован Совет представителей коренных малочисленных народов Севера автономного округа, который объединяет представителей региональных общественных объединений коренных малочисленных народов Севера, а также представителей аналогичных советов, образованных при главах муниципальных районов автономного округа.
Представители коренных малочисленных народов Севера входят в состав Общественной палаты автономного округа, представляющей институты гражданского общества.
Внедрен механизм реализации Модельного соглашения по использованию земель для целей недропользования в границах ТТП, ежегодно нефтегазодобывающими компаниями и представителями коренных малочисленных народов Севера (далее – модельное соглашение).
Нефтегазодобывающие компании проводят работы по рациональному использованию природных ресурсов и улучшению экологической обстановки при непосредственном участии граждан из числа коренных малочисленных народов Севера.
Для оценки влияния техносферы на окружающую природную среду в автономном округе функционирует система непрерывных наблюдений за ее воздействием на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков, локальным экологическим мониторингом охвачено 97,3% лицензионных участков.
Приняты меры для обеспечения цифрового равенства в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера ....
В общеобразовательных учреждениях в образовательные программы включены предметы, модули и курсы этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, охотоведение и рыболовство, национальные виды спорта.
С 2024 года на базе Сургутского государственного университета открыт Институт профессионального образования коренных народов Югры. ьЦель деятельности института – концентрация научных и интеллектуальных ресурсов для разработки и внедрения в практику научно-обоснованных программ и методик, направленных на сохранение национальной самобытности, языка и культуры коренных народов Югры.
Целевая аудитория: обучающиеся 1–11 классов и студенты из числа коренных народов Севера, родители обучающихся, педагоги, научное сообщество.
Основное направление работы – ранняя профориентационная работа с обучающимися из числа коренных малочисленных народов Севера школ-интернатов автономного округа, в т.ч. выявление способностей детей, содействие в успешном освоении основной общеобразовательной программы, подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации, информирование учащихся о возможностях поступления в колледжи и вузы по направлениям, связанным с изучением родных языков, традиционной культуры и хозяйственной деятельности, оказание содействия в заключении договоров о целевом обучении с целью возвращения детей в автономный округ для последующей трудовой деятельности на территории Югры, в т.ч. в местах компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Принимаются меры по сохранению языков коренных малочисленных народов Севера: ежегодно проводится мониторинг доли носителей родных языков, учреждены средства массовой информации на родных языках (газеты «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос») транслируются радио- и телепрограммы на телеканалах «Югра», «Югория», создан профессиональный «Театр обско-угорских народов "Солнце».
От общего числа учреждений культуры автономного округа 49,2% ориентированы на развитие коренных малочисленных народов Севера, в том числе 9 этнографических музеев расположены в непосредственной близости к местам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, что делает возможным глубокое изучение и широкую трансляцию традиционной культуры. Все библиотеки автономного округа имеют фонды на языках коренных малочисленных народов Севера.
Созданы условия для организации сотрудничества представителей коренных малочисленных народов с международными организациями, участие в мероприятиях, организованных в зарубежных странах и субъектах Российской Федерации, а также организация и проведение мероприятий, в том числе в автономном округе, направленных на развитие и популяризацию традиционной культуры, родных языков, этнокультурного образования, национальных видов спорта, укрепление и расширение межрегиональных и международных связей, в том числе для обмена опытом и налаживания прямых контактов.
Вместе с тем положение коренных малочисленных народов Севера остается уязвимым.
Сложные климатические условия проживания, особенности традиционного образа жизни, связанные с повышенной травмоопасностью, влияют на рост показателей заболеваемости по отдельным классам болезней коренных малочисленных народов Севера.
Автономный округ характеризуется высоким уровнем антропогенного и техногенного воздействия. Ведущая отрасль экономики региона - нефтегазодобыча. Разведку и освоение месторождений на территории автономного округа осуществляют свыше 80 компаний-недропользователей, что в совокупности с географическими, климатическими, демографическими особенностями обуславливает необходимость дополнительных требований к охране окружающей среды, мерам по обеспечению защиты прав населения на экологическое благополучие.
Невысокая рентабельность продукции традиционной хозяйственной деятельности обусловлена крупными транспортными издержками, консервативностью технологий, малыми объемами ее производства и реализации. Соответствующие факторы оказывают негативное влияние на уровень доходов населения коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Высокому уровню занятости коренных малочисленных народов Севера, как и в целом населения автономного округа, препятствует слабая инфраструктура рабочих мест в сельских, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, относящихся к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Данные проблемы носят комплексный характер, и требуют выработку решений в направлении развития экономики традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания через развитие системы субсидирования.
Для решения задач развития коренных малочисленных народов Севера необходимо четко урегулировать зоны ответственности органов государственной власти автономного округа и уточнить долгосрочные ориентиры социально-экономического развития в данном направлении.
3. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является создание условий для устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера на основе сохранения исконной среды обитания, поддержки традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в целях укрепление экономического потенциала и качества жизни в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Для достижения цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
1. Сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.
2. Повышение экономической эффективности отраслей традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, поддержка традиционной хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, повышение трудозанятости.
3. Повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, включая территории традиционного природопользования.
4. Совершенствование системы здравоохранения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и на территориях традиционного природопользования.
5. Социальная поддержка коренных малочисленных Севера, включая меры по улучшению жилищных условий.
6. Обеспечение доступности образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера с учетом этнокультурных особенностей, повышение доли носителей родных языков.
7. Сохранение и популяризация традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера.
8. Развитие механизмов информирования, правового просвещения коренных малочисленных народов Севера.
4. Перечень основных направлений по реализации задач
Концепции
В дополнение к решению задач, обозначенных в Концепции устойчивого развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2025 года № 1161-р, с учетом климатических, географических и социально-экономических особенностей автономного округа решение задач осуществляется по следующим направлениям:
1. Сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера:
а) совершенствование законодательства автономного округа в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера, их исконной среды обитания и традиционного природопользования;
б) проведение мониторинга состояния окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, включая территории традиционного природопользования;
в) обеспечение реализации мероприятий по устранению экологического вреда окружающей среде и исконной среде обитания коренных малочисленных народов Севера;
в) обеспечение учета социально-экономических особенностей территории автономного округа и интересов коренных малочисленных народов Севера при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности;
а) создание условий для участия коренных малочисленных народов Севера в мероприятиях по охране окружающей среды, вовлечение в природоохранную деятельность общин, общественных организаций коренных малочисленных народов Севера.
2. Повышение экономической эффективности отраслей традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, поддержка традиционной хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, повышение трудозанятости:
а) обеспечение доступа коренных малочисленных народов Севера к земельным участкам для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) развитие сети организаций (субъектов малого предпринимательства) по заготовке, переработке и реализации продукции традиционной хозяйственной деятельности;
в) развитие инфраструктуры приемно-заготовительных пунктов продукции традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
д) государственная поддержка развития оленеводства (оленеводов-частников, общин и организаций), проведение ветеринарных мероприятий и селекционно-племенной работы.
е) создание условий для самозанятости (открытия собственного дела) безработных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера;
ж) содействие гражданам и организациям коренных малочисленных народов Севера, осуществляющим предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в их продвижении на внутренний и внешний рынки, оказание грантовой и иной финансовой поддержки;
з) поддержка деятельности общин и объединений коренных малочисленных народов Севера по популяризации туристских ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
и) обучение общин коренных малочисленных народов Севера первоначальным навыкам ведения бизнеса;
к) создание условий для обеспечения трудозанятости молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, включая развитие рынка труда по месту жительства.
л) привлечение представителей общин коренных малочисленных народов Севера к природоохранной деятельности, экологической безопасности и охране лесов.
3. Повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, включая территории традиционного природопользования.
а) совершенствование механизмов электроснабжения, включая использование возобновляемых источников энергии в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и на территориях традиционного природопользования
б) обеспечение транспортной доступности отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, отнесенных к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в целях повышения доступности граждан к объектам социальной инфраструктуры;
в) обеспечение условий для наличия квалифицированных специалистов (медицинские работники, педагоги, социальные работники и т.д.) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера
г) обеспечение цифрового равенства в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, включая территории традиционного природопользования (включая мобильную связь и сеть Интернет);
д) упорядочение системы размещения твердых бытовых отходов на территориях традиционного природопользования;
е) обеспечение доступности государственных и муниципальных услуг в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, включая выезды на территории сотрудников Многофункционального центра Югры (при необходимости);
4. Совершенствование системы здравоохранения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и на территориях традиционного природопользования.
а) обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи, в том числе обязательное, ежегодное проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров граждан на территориях традиционного природопользования;
б) осуществление мероприятий по раннему выявлению заболеваний у граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах и на территориях традиционного природопользования;
в) актуализация схемы маршрутизации пациентов, проживающих на территориях традиционного природопользования, в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, для оказания медицинской помощи;
г) мониторинг основных демографических показателей и показателей здоровья граждан из числа коренных малочисленных народов Севера;
д) обеспечение проведения инструктажа методам и приемам оказания первой помощи, алгоритму действий в различных ситуациях представителям домохозяйств территорий традиционного природопользования;
е) развитие сети медицинских организаций (подразделений медицинских организаций) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
ж) развитие телемедицинских технологий и выездных форм оказания медицинской помощи для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в труднодоступных местностях и на территориях традиционного природопользования;
з) включение в образовательные программы медицинских образовательных учреждений автономного округа тем (модулей), направленных на ознакомление обучающихся с особенностями культуры и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.
и) пропаганда здорового образа жизни, спорта, развитие физической культуры и национальных видов спорта коренных малочисленных народов Севера.
5. Социальная поддержка коренных малочисленных Севера, включая меры по улучшению жилищных условий.
а) совершенствование перечня и механизмов социальной поддержки граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, выплат и иных мер государственной поддержки с учетом изменения законодательства;
б) улучшение жилищных условий коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
в) организация бесперебойного завоза товаров народного потребления на территории с ограниченными сроками завоза грузов в рамках выполнения мероприятий северного завоза в места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
6. Обеспечение доступности образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера с учетом этнокультурных особенностей, повышение доли носителей родных языков.
7. Обеспечение доступности и качества образования, подготовка кадров коренных малочисленных народов Севера:
а) государственная поддержка осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного и начального общего образования для обучающихся, проживающих на территориях традиционного природопользования, развитие проекта «Стойбищная школа – сад»;
б) оснащение образовательных организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера современным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса;
в) совершенствование системы профессиональной подготовки педагогических кадров с последующим трудоустройством в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
г) создание условий для комфортного пребывания детей в пришкольных интернатах, обеспечение реализации в пришкольных интернатах дополнительных общеобразовательных программ по обучению навыкам традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, организация системы наставничества воспитанников;
д) реализация мероприятий по ранней профориентации для обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
е) государственная поддержка получения высшего и среднего профессионального образования коренных малочисленных народов Севера;
ж) реализация мониторинга трудоустройства граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, завершивших обучение в образовательных организациях среднего профессионального и (или) высшего образования;
з) реализация программ подготовки и переподготовки кадров для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера с учетом ранка труда в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
и) вовлечение детей и молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера в общественно полезную деятельность
к) создание условий для изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера в общеобразовательных организациях в рамках основной образовательной программы (в обязательной части учебного плана);
л) поддержка создания многопрофильных учреждений с этнокультурным компонентом;
м) поддержка и развитие родных языков в информационном и цифровом пространстве (создание корпусов родных языков, электронных словарей, онлайн-переводчиков и т.д.);
н) разработка графических основ (алфавитов) родных языков коренных малочисленных народов Севера в диалектных условиях, поддержка издания научной, научно-популярной и художественной литературы на родных языках;
о) поддержка и развитие средств массовой информации, выпускающих издания на родных языках.
6. Сохранение и популяризация традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера.
а) включение объектов нематериального этнокультурного наследия коренных малочисленных народов Севера в реестры объектов нематериального этнокультурного наследия все уровней;
б) поддержка и стимулирование перспективных фундаментальных и прикладных научных, социологических исследований в сфере истории, культуры, этнографии, языков и иных сфер жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера.
в) выявление и картирование священных, культовых мест и мест захоронений коренных малочисленных народов Севера;
г) совершенствование механизмов и форм поддержки мастеров из числа коренных малочисленных народов Севера;
д) поддержка и развитие профессиональных и самодеятельных, фольклорных национальных творческих коллективов коренных малочисленных народов Севера, включая детские коллективы;
е) поддержка и популяризация фольклора, в том числе на языках коренных малочисленных народов Севера, формирование архивного фонда фольклора, поддержка мастеров фольклорного жанра;
ж) сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, популяризация позитивного образа женщины-матери и традиционной семьи коренных малочисленных народов Севера;
з) поддержка и развитие традиционных видов досуга, творчества, национальных видов спорта коренных малочисленных народов Севера;
и) создание условий для укрепления финно-угорских связей, разработки документов, предусматривающих основные направления и механизмы укрепления сотрудничества с финно-угорскими народами;
к) сохранение и популяризация семейных традиций коренных малочисленных народов Севера (традиционные игры и игрушки, обряды, кухня, изготовление традиционной одежды), поддержка семейных творческих коллективов коренных малочисленных народов Севера;
9. Развитие механизмов информирования, правового просвещения коренных малочисленных народов Севера.
а) разработка информационных материалов (инфографики) для коренных малочисленных народов Севера о мерах государственной поддержки;
б) реализация мер, направленных на правовое просвещение коренных малочисленных народов Севера в вопросах реализации прав и соблюдения обязанностей в области охраны окружающей среды и природопользования, использования природных ресурсов;
в) внедрение механизмов оказания информационно-консультационной помощи коренным малочисленным народам Севера по месту жительства.
5. Механизмы реализации Концепции
Реализацию настоящей Концепции осуществляют исполнительные органы автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в соответствии с их компетенцией.
Эффективность реализации Концепции обеспечивается согласованной деятельностью исполнительных органов автономного округа, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества путем реализации комплекса правовых, организационных, информационных и иных мер, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера, в том числе через:
1) включение в отраслевые государственные и муниципальные программы мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера;
3) совершенствование взаимодействия исполнительных органов, органов местного самоуправления с общественными организациями и объединениями коренных малочисленных народов Севера, обеспечение условий для участия представителей коренных малочисленных народов Севера в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;
4) совершенствование информационно-консультационной работы с коренными малочисленными народами Севера в целях обеспечения условий для реализации их прав и законных интересов;
5) государственную поддержку граждан, общественных организаций и объединений коренных малочисленных народов Севера;
6) проведение мониторинга удовлетворенности граждан качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера;
7) ведение ведомственной отраслевой статистики по основным направлениям жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера (демография, здравоохранение, образование, социальная защита, трудоустройство и занятость и т.д.) в ГИС.
Контроль за реализацией настоящей Концепции осуществляет Правительство автономного округа.
7. Показатели эффективности реализации настоящей Концепции
и ожидаемые результаты
Показателями эффективности реализации настоящей Концепции являются:
а) доля граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, от общего числа опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера;
б) доля общин коренных малочисленных народов Севера, получивших экономическую поддержку, в общем числе общин коренных малочисленных народов Севера;
в) доля площади восстановленных (рекультивированных) земель (земельных, лесных участков) предоставляемой в пользование (аренду) для освоения природных ресурсов, осуществления промышленной деятельности в автономном округе;
г) увеличение численности граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, работающих в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
д) увеличение количества общин и организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность
е) увеличение доли граждан из числа коренных малочисленных народов Севера автономного округа, участвующих в мероприятиях по содействию занятости населения, в общей численности участников мероприятий;
ж) улучшение основных демографических показателей жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера:
з) увеличение доли носителей родного языка от общей численности граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, принявших участие в соответствующих мониторинговых исследованиях;
и) увеличение количества высококвалифицированных кадров из числа коренных малочисленных народов Севера;
к) увеличение численности жителей территорий традиционного природопользования и населенных пунктов, отнесенных к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, охваченных доступом к сети Интернет;
б) доля населенных пунктов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, обеспеченных объектами социальной инфраструктуры;
г) количество обучающихся, изучающих родные языки из числа языков коренных малочисленных народов Севера в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
Определение плановых значений показателей эффективности и возможности их корректировки осуществляется при разработке и утверждении планов мероприятий по реализации настоящей Концепции.
Дата изменения: 04.07.2025 12:17:18
Количество показов: 114