• 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214
  • 8 (3467) 352800
  • office@hmrn.ru
Полная версия Версия для слабовидящих

Продажа товаров дистанционным способом

ПРОДАЖИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

Деятельность Интернет-магазинов в РФ регламентируется Гражданским кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», Законом «О защите прав потребителей».

Итак, что же необходимо?

Вы уже зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица и определились с техническим содержанием интернет-магазина, осталось разобраться с юридическими вопросами. В первую очередь, отметим, что деятельность через Интернет-магазин не требует какой-либо дополнительной регистрации.

Необходимо помнить, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Далее, на сайте Интернет-магазина во избежание конфликтов с законом необходимо предоставить потребителю в доступном виде следующую информацию:

А) публичную оферту (условия реализации товаров)

Б) информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара,

В) полном фирменном наименовании продавца, включая информацию о государственной регистрации, наименовании зарегистрировавшего органа, месте нахождения (регистрации) и режиме работы.

Если вид деятельности, осуществляемый продавцом, подлежит лицензированию, то потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию.

Г) о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Д) Также необходимо разместить информацию об услугах по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

Е) Если Вы продаете технически сложные товары, то при необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию таких товаров, данное требование также необходимо доводить до сведения покупателя.

На практике Интернет-магазины стараются не указывать право покупателя вернуть уплаченные деньги (например, вследствие продажи товара ненадлежащего качества, а в некоторых случаях и когда товар надлежащего качества (ст.25 Закона «О защите прав потребителей…»).

Однако следует помнить, что Покупатель вправе обменять товар или вернуть уплаченные денежные средства (ст.18 Закона «О защите прав потребителей…»). При непосредственной продаже товара необходимо заключить договор розничной купли-продажи с покупателем.

В сообщении о желании приобрести товар покупатель должен указать:

А) полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;

Б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;

В) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;

Г) обязательства покупателя.

Конфиденциальность персональных данных о покупателе обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В момент доставки товара курьер обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров − на русском языке):

А) наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

Б) сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

В) цена в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);

Г) сведения о гарантийном сроке, если он установлен;

Д) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

Е) сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

Ж) адрес (место нахождения), полное фирменное наименование (наименование) продавца;

З) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; И) сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

К) сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);

Л) информация о порядке и сроках возврата потребителем, которая включает в себя: - адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара; - режим работы продавца; - срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу; - предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора; - срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Информация о товарах доводится до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путем нанесения маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров представляются в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включают в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Также необходимо соблюдать требование о сроках и условиях возврата товара.

Так, покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

возврат товара

При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:

а) полное фирменное наименование (наименование) продавца;

б) фамилия, имя, отчество покупателя;

в) наименование товара;

г) даты заключения договора и передачи товара;

д) сумма, подлежащая возврату;

е) подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).

Продавцам, которые хотят «ограничить» действие законодательства о защите прав потребителей на деятельность своего Интернет-магазина необходимо реализовывать товары только хозяйствующим субъектам (юридическим лицам и частным предпринимателям), тем самым, купля-продажа будет происходить между хозяйствующими субъектами, а на данные правоотношения законодательство о защите прав потребителей не распространяется.

В таком случае, расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, должны производиться в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами (установлено ограничение по одной сделке в сумме 60 тысяч рублей).

В заключение приведем судебную практику, которая наглядно показывает, какие наступают последствия, если не соблюдать требования законодательства. Так при проведении проверок статистика (сведения за 2005г.) показывает, что

- основная доля правонарушений (более 70%), допускаемых при продаже товаров дистанционным способом, связана с фактами не предоставления потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемой продукции, ее продавце, изготовителе и т.д. (п. 2 ст. 26.1 Закона);

- до 25% приходится на несоблюдение требований пункта 3 ст. 26.1 в части предоставления потребителю в момент доставки товара в письменной форме информации о товаре (согласно ст. 10 Закона) и о порядке и сроках возврата товара;

- более 5% установленных нарушений связано с несоблюдением положений п. п. 4, 5 ст. 26.1 Закона в части удовлетворения отдельных требований потребителей в отношении товаров надлежащего качества и последствия продажи товаров ненадлежащего качества.

При этом следует исходить из того, что в 80% случаев продавцы оставались обезличенными, так как отсутствовали сведения о месте их нахождения, и в связи с этим претензии по данному факту потребителем не предъявлялись.

Информация предоставлена консультационным центром по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО – Югре».