• 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214
  • 8 (3467) 352800
  • office@hmrn.ru
Полная версия Версия для слабовидящих

Приемная семья: как выжить и не сгореть

02.03.2021

Приемная семья: как выжить и не сгореть

Приемные родители взяв ребенка в семью переживают целую гамму чувств: от радости – наконец то у нас появился долгожданный ребенок, до тревоги – будем ли мы для него хорошими родителями. Даже пройдя школу приемных родителей и получив необходимые знания, на практике приемные родители сталкиваются с непростым поведением приемных детей, обусловленных влиянием травматического опыта проживания в кровной семье и в детском доме. Часто это сопровождается психоэмоциональными перегрузками приемных родителей и возникновением эмоционального выгорания: им кажется, что ребенок не ценит их труд, что он неблагодарный, усилия не приносят результат. Чувства обиды, вины, разочарования подавляются, на что уходит много сил и энергии, как следствие – взрослые становятся более раздражительными, а потом у них нет сил и желания двигаться дальше.

К симптомам эмоционального выгорания относят:

· Чувство бессилия, опустошённости и беспомощности;

· Чёрствость, равнодушие, отсутствие сопереживания, бессердечность;

· Потеря смысла деятельности и желания прилагать усилия для решения проблемы.

Приемные родители, часто ожидают, что приемный ребенок, попав в семью, будет согрет их любовью, станет любить их в ответ. Но приёмные дети не верят и не доверяют людям, поэтому будут всячески проверять новых родителей на прочность, а главное – они не будут разрешать себе привязываться к новым родителям, стараясь обезопасить себя от нового предательства. Родители испытывают ощущение беспомощности и разочарования.

Не добавляет чувства оптимизма прохождение стадий адаптации, одна из которых кризисная. Ребёнка как будто подменяют, его поведение резко ухудшается. Именно на этой стадии у родителей как реакция на сложное поведение ребёнка начинают опускаться руки – «нам достался «не тот» ребёнок», «мы плохие родители». На самом же деле, эта стадия является положительным сигналом в прохождении адаптации, это означает, что ребёнок расслабился, поверил новым родителям и понял, что его уже не прогонят, а поэтому позволил себе проявлять некоторые негативные стороны своего характера. И тут важно не попасть под влияние идеи о нелюбви к приемным детям. В начале, когда ребенок появился в семье, приемные родители думают, как они будут любить своего ребенка и как их любовь преодолеет все трудности и невзгоды. И чем радужнее эти иллюзии, тем больнее они разбиваются о ежедневную будничную реальность.

Родители не обнаруживают в себе таких чувств, наличие которых предполагали. Чувствуя себя виноватыми в этом, они пытаются «искупить» вину: стараются не наказывать ребёнка за проступки, не ограничивать его лишний раз. Это приводит к уже действительному отстранению, отчуждению, вседозволенности и попустительству. Сомневающийся в себе родитель оправдывает шалости ребёнка своей не идеальностью и не способен определить границы дозволенного. Ребёнок же, не зная об этом, думает, что родители одобряют его поведение, из-за чего человечку трудно понять правила поведения и определить своё место в жизни. Соблюдение чётких правил и границ крайне важно для воспитания ребёнка, особенно приёмного, и особенно в первое время — время адаптации. Неприятные мысли могут посещать и родителей, которые взяли ребёнка, уже имея кровных детей. Для них может оказаться неприятным сюрпризом, что привязанность и любовь к своим кровным детям сильнее и больше, чем к «новому» ребёнку. Чтобы избавиться от тяжести «нелюбви», нужно понять, что это чувство ложное: нельзя заставить себя полюбить или разлюбить по желанию или так, как это было в воображении. Родителям, воспитывающим кровных детей и взявшим приёмного, следует вспомнить и принять как данность, что любовь бывает разная: по – разному выражается и проявляется. Сдерживая все эти чувства глубоко внутри себя, родители тем самым быстро эмоционально опустошаются, устают.

Как избежать эмоционального выгорания?

Ребёнок не обязан оправдывать родительские ожидания. Приёмные дети будут сопротивляться заботе, защищая себя таким образом от страха снова столкнуться с потерей или предательством. Необходимо уважительно относиться к поведенческим особенностям таких детей, не ожидать от них каких-то конкретных действий или идеальных черт характера.

Не посвящать всей жизни ребёнку. В жизни каждого человека существуют роли: дочери, жены, коллеги и т.д.- роль родителя не должна быть единственной! При чередовании ролей уменьшается вероятность формирования синдрома эмоционального выгорания. Положительно влияет на формирование отношений наличие у приёмных родителей увлечений и хобби. Важно иметь время «на себя» - маме сходить на маникюр или выставку рукоделия, папе – покопаться в гараже или сходить на футбол. Если родители не потеряют своё «я», то эмоциональное выгорание не наступит.

Не брать на себя слишком много ответственности. Высокий уровень притязаний тянет за собой постоянное чувство вины за то, что не хватает сил на что-то. Способности человеческого организма, к сожалению, не безграничны, поэтому важно отнестись реалистично к собственным возможностям.

И самое важное правило для приёмных родителей - не бояться обращаться за помощью к специалистам. Детский телефон доверия под единым общероссийским номером 8-800-2000-122 поможет родителям, столкнувшимися с непредвиденными сложностями, во время увидеть сигналы прохождения новых этапов адаптации или симптомы эмоционального выгорания, поэтому они обязательно помогут тем, кто обратится к ним за помощью.


Начало активности (дата): 02.03.2021 11:15:00
Количество показов: 228
Дата изменения: 02.03.2021 11:16:17

Возврат к списку

Уважаемые граждане!

По поручению Губернатора автономного округа 27 июля 2020 года в Югре открыта единая горячая линия «Контакт-центр» для взаимодействия и обеспечения обратной связи с югорчанами по вопросам предоставления мер социальной поддержки, социальных услуг, опеки и попечительства.

Звонки принимаются по бесплатному для граждан многоканальному федеральному номеру 8 800 3014443.

Прием вопросов на единую горячую линию осуществляется с 09-00 до 21-00 часов ежедневно (без перерывов, выходных и праздничных дней).