• 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214
  • 8 (3467) 352800
  • office@hmrn.ru
Полная версия Версия для слабовидящих

Прокуратура информирует

Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


09.03.2021

Прокуратура информирует

Изменения законодательства по порядку обжалования постановлений по делу об административном правонарушении

Федеральным законом от 29.12.2020 № 471-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующие порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Установлено, что с 1 сентября 2021 г. жалоба на такое постановление может быть также подана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью либо простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом направление жалобы в суд в электронной форме возможно при наличии технической возможности у суда принять жалобу в такой форме.
Законодателем закреплена возможность выдачи копии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в случае фиксации этого административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение трех дней со дня вынесения указанного решения по жалобе.

О взыскании алиментов на несовершеннолетних детей

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, семья находится под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Пунктом 1 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены Семейным кодексом Российской Федерации (далее – СК РФ).
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 СК РФ).
В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (ст. 80 Семейного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 СК РФ при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок, либо, если этот родитель получает заработок полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо, если у него отсутствует заработок, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме.
Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (п. 2 ст. 83 СК РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» разъяснил, что, решая вопросы об установлении размера алиментов, подлежащих взысканию в твердой денежной сумме подлежат разрешению судом с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств или интересов сторон, необходимо при определении материального положения сторон учитывать все виды их доходов, а также любое принадлежащее им имущество. К иным заслуживающим внимания обстоятельствам в постановлении отнесена, в частности, нетрудоспособность плательщика алиментов.
Наличие у родителя постоянной работы и регулярного заработка не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании с такого лица алиментов на несовершеннолетнего ребенка в твердой денежной сумме, если судом будет установлено, что взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя не позволяет сохранить ребенку прежний уровень его обеспечения и взыскание алиментов в твердой денежной сумме будет в наибольшей степени отвечать интересам ребенка и не нарушать права указанного родителя (например, в случае, когда родитель скрывает свой действительный доход и имеет иные доходы, из которых в силу ст. 82 СК РФ могло быть произведено удержание алиментов).

За использование чужой банковской карты для расчетов, вопреки воле ее владельца, предусмотрена уголовная ответственность.

   За кражу, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств предусмотрена уголовная ответственность по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Санкцией данной статью предусмотрены различные виды наказания, вплоть до 6 лет лишения свободы.
     Следует также отметить, что использование для оплаты покупок банковской карты, которая была найдена, также является хищением средств с банковского счета.    
      Уголовная ответственность наступит и за покушение на совершение хищения средств с банковского счета при помощи банковской карты, например, в случае если банковская карта была найдена и использована для оплаты товаров в магазине, однако совершить покупку не удалось, поскольку владелец ее заблокировал.
     Хищение средств с банковского счета отнесено к категории тяжких, является квалифицированным составом преступления, следовательно, не имеет значения сумма похищенных средств.
     При этом, уголовное дело (уголовное преследование) по преступлениям, отнесенным к категории тяжких не может быть прекращено в связи с примирением с потерпевшим, а также такое уголовное дело после направления в суд не может быть рассмотрено в особом порядке уголовного судопроизводства.

В стране снова появятся вытрезвители

Федеральным законом от 29 декабря 2020 № 464 в России решено восстановить систему вытрезвителей. Речь идет о специализированных организациях для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Региональные и местные власти смогут создавать вытрезвители, в том числе на основе государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Правила организации деятельности вытрезвителей, включая виды оказываемой в них помощи, будут утверждены совместным актом Минздрава, Минтруда и МВД.
Закон вступил в силу с 1 января 2021.

ВС РФ разъяснил, когда застройщик заплатит дольщику за повышение рыночных цен на недвижимость

Верховный суд рассмотрел гражданское дело по иску гражданина к застройщику по договору долевого строительства о взыскании неустойки, убытков в виде разницы между стоимостью объекта по договору и рыночной стоимостью на момент расторжения договора, процентов, о взыскании уплаченных по договору денежных средств, компенсации морального вреда, по результатам вынесено Определение ВС РФ от 19.01.2021 N 69-КГ20-15-К7.
Установлено, что гражданин приобрел у дольщика право требования к застройщику о передаче квартиры. Договор цессии заключили уже после истечения срока исполнения договора долевого участия. Гражданин сообщил застройщику о расторжении договора в связи с просрочкой передачи квартиры.
В суде он потребовал, в частности, возместить разницу между ценой, уплаченной по договору долевого участия, и рыночной стоимостью квартиры на момент расторжения договора.
Суды в возмещении отказали по следующим основаниям:
•    гражданин изначально знал о нарушении застройщиком срока передачи квартиры;
•    в том, что он потерял интерес в приобретении этой недвижимости, вины застройщика нет;
•    гражданин не принял мер к покупке другого жилья.
ВС РФ с выводами судов не согласился и направил дело в части убытков на новое рассмотрение, указав, что в связи с просрочкой передачи квартиры гражданин потерял интерес в ее покупке. С момента оплаты по договору долевого участия рыночная стоимость на недвижимость выросла. Разница между уплаченной и актуальной ценой на аналогичную квартиру — убытки гражданина. Виновный в просрочке застройщик должен их возместить. На это не влияет то, что гражданин:
•    мог знать в момент уступки о нарушении застройщиком срока;
•    не заключил замещающую сделку — не стал приобретать другую квартиру.

Порядок перевода жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, в нежилое

Порядок перевода  жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение регулируются ст. 22-24 Жилищного кодекса РФ.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Также следует учитывать, что ч. 2, ч. 3.1, ч. 3.2  ст. 22 Жилищного кодекса РФ   установлены случаи, при которых перевод    жилого помещения в нежилое помещение не допускается:
- если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению,
- если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания;
- если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
- если  жилое  помещение расположено в  наемном доме социального использования;
- если использование помещения планируется в целях осуществления религиозной деятельности.
Решение о  переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение принимается  органом местного самоуправления.
Для  получения соответствующего разрешения Вам необходимо обратиться  в орган местного самоуправления   по месту жительства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставить следующий пакет документов:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Орган местного самоуправления в течении 45 дней с момента подачи документов должен принять решение о переводе или об отказе в переводе помещения.
Не позднее чем через три рабочих дня  орган местного самоуправления  выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.

За клевету в Интернете будут привлекать к уголовной ответственности

Ведена уголовная ответственность за клевету, совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет, а также в отношении нескольких лиц, в т. ч. индивидуально неопределенных. За это предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2-х лет. В виде более легкого наказания предлагаются принудительные работы на срок до 2-х лет, либо арест на срок до 2-х месяцев.
Перечень наказаний за клевету с использованием служебного положения дополнен принудительными работами на срок до 3-х лет, либо арестом на срок до 4-х месяцев, либо лишением свободы на срок до 3-х лет. За клевету о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, могут лишить свободы на срок до 4-х лет, а за клевету с обвинением в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления - до 5-ти лет.
Изменения в ст. 128.1 УК РФ внесены Федеральным законом от 30.12.2020 № 538-ФЗ, вступившим в силу 10.01.2021.

Обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает перечень мер по предупреждению коррупции, которые обязаны разрабатывать и принимать организации.
К ним, в частности, относятся:
– определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
– сотрудничество организации с правоохранительными органами;
– разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
– принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
– предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
– недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Неисполнение руководителями организаций указанной обязанности влечет установленную законом ответственность.

Заемщик вправе отказаться от дополнительных услуг банка.

Верховным судом РФ рассмотрено гражданское дело о признании кредитного договора прекращенным, признании недействительным заявления на открытие текущего банковского счета, об обязании принять отказ от исполнения заявления на открытие текущего банковского счета, расторжении договора на оказание услуг, взыскании компенсации морального вреда, штрафа.
Судом установлено, что гражданка заключила с Банком договор кредитования по условиям которого ей был предоставлен кредит. Одновременно с заключением кредитного договора гражданка согласилась на оформление Банком платных дополнительных услуг, в том числе, услуги страхования. Далее гражданка обратилась в Банк с заявлением об отказе от  услуги страхования, в чем ей было отказано в связи с образовавшейся задолженностью за выпуск дебетовой карты.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 N 32-КГ20-12 дело направлено на новое рассмотрение, так как судом не было учтено, что при отказе от договора добровольного страхования возврату подлежала вся стоимость услуги по страхованию.
При этом, суд указал, что договор прекращается с момента получения  уведомления об одностороннем отказе, если иное не предусмотрено договором. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Право заемщика на отказ от дополнительных услуг, оказываемых при предоставлении потребительского кредита, не противоречит Федеральному закону от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
При этом, у потребителя имеется возможность возврата страховой премии при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования в течение четырнадцати календарных дней с возвратом всей уплаченной при заключении договора страхования (подключении к программе страхования) денежной суммы за вычетом реальных расходов банка, понесенных в связи с совершением действий по подключению заемщика к программе страхования.
Следовательно, при отказе истице в "период охлаждения" от договора добровольного страхования возврату подлежала вся стоимость услуги по страхованию.

Права инвалидов на получение льготы по оплате коммунальных услуг в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено, что инвалидам всех групп предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
К коммунальным услугам отнесена и услуга регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (что предполагает сбор, вывоз, обезвреживание и захоронение бытовых отходов в количестве, вырабатываемом пользователями жилых помещений).
Такая льгота предоставляется лицам, проживающим как в частном, так  и в муниципальном жилом фондах. По смыслу закона инвалид вправе получить льготу независимо от того, является ли он собственником жилого помещения или его части.
Основанием для предоставления льготы в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов является регистрация по месту жительства.
Если инвалид проживает в многоквартирном доме, то ему нет необходимости заключать договор с региональным оператором в сфере обращения с отходами. Такой договор заключается управляющей компанией многоквартирного жилого дома, а расчет платы включается в квитанцию на оплату коммунальных услуг.
В случае, если инвалид проживает в индивидуальном домостроении, то в отношении него действует правило о публичном договоре, не требующего заключения письменного договора и он оплачивает за услугу по вывозу мусора непосредственно региональному оператору в сфере обращения с отходами. Также инвалид или его представитель вправе заключить индивидуальный договор с регоператором. Однако, независимо от даты заключения индивидуального договора, обязанность по оплате коммунальной услуги возникает перед регоператором с момента, когда последний фактически начал деятельность по вывозу мусора на территории населенного пункта, в котором расположено индивидуальное домостроение.
Поскольку компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов является мерой государственной поддержки, то обязательным условием ее предоставления является отсутствие задолженности по коммунальным услугам.
За получением льготы необходимо обратиться в отделение соцзащиты с паспортом, с документом о праве собственности на жилое помещение,  выпиской из домовой книги, справкой о составе семьи и квитанциями об оплате жилищно-коммунальные услуги за последний месяц.
С июля 2020 года инвалиду не требуется предоставлять документы, подтверждающие установление ему инвалидности. Такие документы запрашиваются органами соцзащиты самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.
В случае, если у инвалида или его представителя такие документы будут неправомерно истребованы, либо в предоставлении компенсации на оплату коммунальных услуг будет отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих инвалидность, то за защитой своих прав указанные лица вправе обратиться с жалобой в прокуратуру по месту жительства.

Действующим законодательством определен порядок организации и проведения публичных мероприятий, к которым относится открытая, мирная, доступная каждому акция.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, достигшие 18 лет для демонстраций, шествий, пикетирований и 16 лет для митингов и собраний.
Организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, такое мероприятие является несанкционированным.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Время проведения публичного мероприятия – не ранее 7 часов и не позднее 22 часов текущего дня по местному времени.
Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Участие граждан в несанкционированных публичных мероприятиях собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной инфраструктуры, является административным правонарушением.
Ответственность за такие деяния наступают по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и предусматривает наказание в виде штрафа до 20 тыс. рублей, обязательных работ или административного ареста сроком на 15 суток.
Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия порядка его проведения, которое может быть выражено в невыполнении законных требований организатора публичного мероприятия, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации. Лицу, совершившему данное правонарушение, может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере до 20 тыс. рублей или обязательных работ на срок до 40 часов.

За неуплату алиментов с должника может быть взыскана неустойка

В соответствии со статьей 115 Семейного кодекса РФ при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по соглашению об уплате алиментов, виновное лицо несет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглашением.
При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной десятой процента от суммы не выплаченных алиментов за каждый день просрочки.
Размер неустойки за несвоевременную уплату алиментов может быть уменьшен судом с учетом материального и (или) семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов.
Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части непокрытой неустойкой.
Данная мера материального воздействия применяется, если долг по алиментам образовался именно по вине лица, обязанного уплачивать алименты, т. е. при уклонении должника от данной обязанности.
Если в суде должник представит неопровержимые доказательства того, что задолженность образовалась по независящим от него обстоятельствам (например, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, неправильным перечислением банком сумм алиментов, временной нетрудоспособностью, вызванной длительной болезнью и т. п.), он может быть освобожден от уплаты неустойки.

С 15 января 2021 года ужесточилось наказание за оскорбление.

Административный штраф за оскорбление для должностных лиц теперь составляет от 30 до 50 тыс. рублей, для организаций – от 100 до 200 тыс. рублей (ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ). Ранее для должностных лиц размер штрафа составлял от 10 до 30 тыс. рублей, для организаций – от 50 до 100 тыс. рублей.
Кроме того, ужесточена ответственность за оскорбление в СМИ и в сети Интернет. Должностное лицо при совершении правонарушения заплатит от 50 до 100 тыс. рублей, организация – от 200 до 700 тыс. рублей (ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ). Ранее должностным лицам грозил штраф от 30 до 50 тыс. рублей, организациям – от 100 до 500 тыс. рублей.
Появился новый состав правонарушения – оскорбление со стороны чиновника (ч. 4 ст. 5.61 КоАП РФ). Наказанием является штраф от 50 тыс. до 100 тыс. рублей или дисквалификация до года.
Кроме того, в КоАП РФ вернули статью о клевете. За это нарушение предусмотрена ответственность только для юридических лиц в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 3 млн рублей (ст. 5.61.1 КоАП РФ).
Указанные изменения вступили в силу 15.01.2021.

Ответственность за неуплату административного штрафа.

За неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (за исключением случая, когда административный штраф назначен иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации. В таких случаях штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении).
Следует учесть, что судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (ст. 31.5 КоАП РФ).
Неуплата административного штрафа в вышеуказанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности

В соответствии со статьей 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности:
1) дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.23.2 КоАП РФ).
В случаях совершения несовершеннолетним правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), а также правонарушений, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, дела указанной категории могут быть рассмотрены комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав лишь постольку, поскольку орган или должностное лицо передает (в установленном порядке) дело об административном правонарушении указанным комиссиям.
2) при совершении правонарушения, связанного с распитием пива, напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной, спиртосодержащей продукции, потреблением наркотических, психотропных, одурманивающих веществ, в возрасте до шестнадцати лет, ответственность за действия несовершеннолетнего несут его законные представители.
3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.
Так, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст.32.2 КоАП РФ).
Кроме того, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим возраста 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).
4) Часть 2 ст. 2.3. КоАП РФ предусматривает, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившим административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
5) несовершеннолетие является обстоятельством смягчающим административную ответственность (п. 4 ч. 1 ст. 4.2КоАП РФ).
Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе.
Рассмотрение дела об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая имеет широкий круг полномочий в данном вопросе.
Порядок рассмотрения дела об административных правонарушениях несовершеннолетних аналогичен с рассмотрением дела совершеннолетних, однако, включает в себя ряд особенностей.
Так, материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям.
При подготовке и рассмотрении дел комиссия по делам несовершеннолетних должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.
До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений.
Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления. В рассмотрении дела участвует прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ). Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого. Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений. На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения.

Административная ответственность за отказ от медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения

В соответствии со статьей 6.9 и статьей 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности может быть привлечено лицо не только за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, или одурманивающих веществ в общественных местах, но и за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, или одурманивающие вещества, в том числе на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте.
Лицам, совершившим указанное административное правонарушение, может быть назначено наказание в виде штрафа до 5 тысяч рублей или административного ареста на срок до 15 суток.

Работодатель не может отказать льготнику в переносе отпуска по графику

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 8 декабря 2020 г. N 14-2/ООГ-17786 разъяснило.
Условия и порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, работающим по трудовому договору в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), регулируются главой 19 Кодекса.
На основании статьи 122 Кодекса оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно, т.е. в каждом рабочем году.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Кодекса очередность предоставления оплачиваемых отпусков устанавливается графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
График отпусков обязателен как для работника, так и для работодателя.
Вместе с тем при составлении графика отпусков работодатель обязан учитывать право отдельных категорий работников использовать ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время года в случаях, предусмотренных Кодексом или иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Так, статьей 262.2 Кодекса установлено, что работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
Регулирование процесса предоставления работникам ежегодных оплачиваемых отпусков осуществляет работодатель, который составляет и утверждает график отпусков, своевременно предупреждает работника о времени начала и окончания отпуска.
При составлении графика отпусков работникам, имеющим право на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время года, следует указывать дату начала отпуска.
Впоследствии работник может поменять дату начала отпуска, заблаговременно подав заявление. Работодатель не вправе отказать такому работнику в изменении даты начала отпуска.

Прокурор разъясняет об изменениях действующего законодательства

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Правительством Российской Федерации утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые вступили в силу с 01.01.2021 и будут действовать до 31.12.2026 включительно.
Во многом новый документ похож на предыдущие правила, однако в нем есть ряд новшеств и уточнений.
Настоящие правила регламентируют требования к обеспечению пожарной безопасности в медицинских организациях, на объектах торговли, в зданиях для проживания людей, научных и образовательных организациях, на объектах религиозного назначения, организациях отдыха и оздоровления несовершеннолетних, на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры и иное.
В частности, на объектах с массовым пребыванием людей на практических тренировках необходимо будет отрабатывать эвакуацию не только персонала, но и посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании или сооружении.
Конкретизированы требования к размещению детей в лагерях и санаториях. Так, на этаже с одним эвакуационным выходом можно поселить до 10 детей.
Изменения коснулись и требований к размещению новогодних ёлок, они дополнены положением о том, что ветки ёлок помимо прочего должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от систем отопления и кондиционирования.
Руководители медицинских учреждений помимо обеспечения наличия в зданиях и сооружениях, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, носилками из расчета 1 носилки на 5 пациентов, обеспечивают наличие еще и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета на каждого работника дежурной смены медицинской организации.
Кроме того, Правилами утвержден порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенного пункта, согласно которому использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении требований, установленных тем же порядком.
Конкретизированы требования пожарной безопасности на территориях и в населенных пунктах в части недопущения перекрывания проездов для пожарной техники изделиями и предметами, посадками крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники.
Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений, и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение и в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

Ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения

Правила дорожного запрещают управление транспортным средством в состояние опьянения (алкогольного, наркотического или т.д.). За данное правонарушение предусмотрена административная и уголовная ответственность.
За управление транспортным средством в состоянии опьянения водитель может быть привлечен к административной ответственности, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет, а также взыскание штрафа в размере 30 тыс. руб. (ч.1 ст.12.8 КоАП РФ). Аналогичная ответственность предусмотрена и за передачу управления автомобилем лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ), а также за отказ от освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ).
Лица, не имеющие водительского удостоверения, либо лишенные права управления транспортным средством и управляющие автомобилем в состоянии опьянения (равно как и отказавшиеся от медицинского освидетельствования) могут быть подвергнуты административному аресту на срок от 10 до 15 суток, либо оштрафованы на 30 тыс. руб.
Водители, ранее подвергавшиеся административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо имеющие судимость за совершения преступления предусмотренного ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 264.1 УК РФ.
Уголовная ответственность наступает при совокупности следующих условий:
- лицо подвергалось административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ) или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ);
- не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию – 1 год с момента отбытия назначенного судом наказания по ст.ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ;
- указанное выше лицо вновь управляет транспортным средством в состоянии опьянения.
За совершение данного преступления уголовным законом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей, в виде обязательных работ на срок до 480 часов, в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до 2-х лет. Дополнительным обязательным к назначению наказанием является лишение права заниматься определенной деятельностью (лишение права управления транспортными средствами) на срок до трех лет.
Субъектом преступления является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов ПДД, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
Согласно примечанию к статье 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

О преимущественном праве оставления на работе при сокращении численности или штата.

В соответствии со ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Решение вопроса о том, кто из работников имеет более высокую производительность и квалификацию, принимает работодатель.
При равной производительности труда и квалификации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации предпочтение в оставлении на работе отдается:
- семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
- лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
- работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
- инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
- работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Кроме того, Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены иные категории граждан, которые не подлежат увольнению в связи с сокращением численности или штата.
Так, в соответствии со ст. 261 расторжение трудового договора по инициативе работодателя (в том числе по сокращению численности или штата) не допускается со следующими работниками:
- беременными женщинами,
- женщинами, имеющими ребенка в возрасте до трех лет,
- одинокими матерями, воспитывающими ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до четырнадцати лет,
- работниками, воспитывающими без матери ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до четырнадцати лет,
- родителями (иными законными представителями ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях,
- родителями (иными законными представителями ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.
Статья 269 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Если Вас уволили в связи с сокращением численности или штата в нарушении указанных выше норм, Вы можете обратиться за защитой своих прав в государственную инспекцию труда или прокуратуру.

Работник не может вернуться к бумажной трудовой книжке, если выбрал электронную

Министерство труда в письме от 14.12.2020 №14-2/ООГ-18054 «О возможности возобновления ведения трудовой книжки после подачи работником заявления о выборе предоставления ему сведений о трудовой деятельности и внесения соответствующей записи в трудовую книжку» напомнило, что работодатель не должен выполнять просьбу сотрудника вновь вести его трудовую книжку. После подачи заявления о предоставлении сведений о трудовой деятельности вернуться к бумажному варианту уже

Как оштрафуют управляющую компанию за нарушение условий лицензии в нескольких МКД, разъяснил ВС РФ

Верховный суд РФ рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» на постановление Арбитражного суда Волго- Вятского округа от 25.06.2020 по делу № А82-12352/2019 Арбитражного суда Ярославской области по заявлению акционерного общества «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района» к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2019 № 577-02-5/19 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела вынесено определение ВС РФ от 01.02.2021 N 301-ЭС20-15182.
Установлено, что в ходе прокурорской проверки нескольких домов выявили, что управляющая компания нарушает правила содержания общего имущества. Ее оштрафовали за нарушение требований лицензии по управлению МКД. Компания пожаловалась в суд.
Первая инстанция заявление удовлетворила. Ранее компанию за несоблюдение лицензионных требований в результате этой же проверки уже штрафовали.
Кассационная инстанция с этим не согласилась. Проверка установила ряд нарушений в разных домах. За каждое из них компанию нужно наказывать отдельно.
ВС РФ оставил в силе решение первой инстанции. Компания не соблюдала требования одной лицензии в нескольких домах. Нарушения выявили в результате одной проверки. Каждое из них квалифицируется как нарушение лицензионных требований по управлению МКД. Эти эпизоды образуют единое правонарушение. В данном случае штрафовать отдельно за нарушения по каждому дому компанию нельзя.

Дата изменения: 09.03.2021 10:28:19
Количество показов: 499

Возврат к списку