Основная задача маркировки — сделать путь товаров прозрачнее. Любой покупатель сможет узнать, кто произвёл и откуда ввёз конкретный товар.
Для маркировки используют штрихкоды Data Matrix и RFID-метки. Data Matrix — это уникальный код маркировки, который содержит в себе код товара, индивидуальный серийный номер, ключ и код проверки. Большинство товаров маркируют двухмерным уникальным штрихкодом, наносят его на упаковку, ярлык или сам товар. RFID-метки — это микрочипы, в которых информация зашифрована при помощи радиочастотной идентификации. Считывают её с помощью сканера.
С маркировкой работают все участники товарооборота: производители, оптовики и розничные магазины. Производитель получает коды в системе маркировки, наносит их на товары и вводит в оборот. Дистрибьюторы и оптовики покупают продукцию у производителя, получают от него документы с кодами, проверяют их соответствие и становятся владельцами. Прежде, чем передать товар в розницу, сканируют коды маркировки и указывают их в накладных. Торговые точки проверяют соответствие кодов, продают товар покупателю и передают данные о выбытии в «Честный знак» из онлайн-кассы через ОФД.
За нарушение правил маркировки производителям, импортёрам, оптовым и розничным продавцам грозят штрафы и даже уголовная ответственность, а товар конфискуют.