• 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214
  • 8 (3467) 352800
  • office@hmrn.ru
Полная версия Версия для слабовидящих

ФОРМА УХОДА ЗА ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ - ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ ДЛЯ ПОЖИЛОГО ГРАЖДАНИНА

ФОРМА УХОДА ЗА ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ - ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ ДЛЯ ПОЖИЛОГО ГРАЖДАНИНА

В привычном понимании приемная семья, прежде всего, является формой жизнеустройства детей, оказавшихся вне биологической семьи. Но и одинокие пожилые люди, которые в силу возраста и физических недостатков утрачивают способность к самообслуживанию, испытывают острую необходимость в семейной заботе.

Организация приёмных семей помогает решить ряд социальных проблем, с которыми сталкиваются пожилые граждане. К ним можно отнести: одиночество, психологический дискомфорт, ощущение своей ненужности, отчаяние от беспомощности и одиночества.

При разработке закона был изучен имеющийся опыт иных субъектов Российской Федерации в данной сфере. Возникало много вопросов, в том числе немаловажный – как защитить права пожилого человека.

Главное отличие Югорского проекта – в создании и сопровождении приемной семьи участвуют органы опеки и попечительства, организации социального обслуживания, каждый в рамках своей компетенции. И именно это позволяет нам быть максимально уверенными, что права пожилого гражданина не будут нарушены.

На 1 марта 2018 года в Югре 146 приемных семей для пожилых граждан, все заявления граждан о создании приемной семьи удовлетворены полностью (100%). Всего за период действия окружного закона «О приемной семье для пожилого гражданина» в Югре были организованы 317 приемных семей.

Основной причиной прекращения действия приемных семей является смерть пожилого человека (76% случаев). Также среди причин расторжения договоров о приемной семье для пожилого гражданина:

выезд пожилого гражданина на постоянное место жительства за пределы автономного округа,

приезд к пожилому гражданину трудоспособных детей, ранее проживавших за пределами автономного округа,

отказ пожилого гражданина от услуг помощника.

На сегодняшний день приемные семьи организованы в 21 муниципальном образовании автономного округа, их территориальная принадлежность сформировалась следующим образом:

муниципальные районы: Белоярский – 2, Березовский – 10, Кондинский – 15, Нефтеюганский – 1, Нижневартовский – 9 семей, Октябрьский – 5, Советский – 8, Сургутский – 2; Ханты-Мансийский – 6;

городские округа: Когалым – 2, Лангепас – 3, Мегион – 3, Нефтеюганск – 11, Нижневартовск – 31, Нягань – 1, Пыть-Ях – 1, Радужный – 6, Сургут – 20, Урай – 3, Ханты-Мансийск – 5, Югорск – 2.

Для 48 пожилых людей приемные семьи организованы в течение последнего года, 44 человека проживают в приемной семье от 1 до 3 лет, 54 человека – более 3 лет.

Возраст пожилых граждан, проживающих в приемных семьях:
от 60 до 70 лет – 29%, от 70 до 80 лет – 42%, старше 80 лет – 29%, из них 60% женщины, 40% мужчины.

Помощниками пожилых граждан преимущественно являются женщины (80% случаев).

В 54% случаев приемная семья проживает у пожилого гражданина, в 46% случаев – у помощника пожилого гражданина.   

В рамках окружного законодательства помощнику пожилого гражданина предоставлено право состоять более чем в одной приемной семье для пожилого гражданина в случае совместного проживания этих приемных семей. В Югре 6 таких случаев: в пяти случаях под патронажем помощника находятся семейные пары, состоящие из пожилых супругов, в одном случае – пожилые брат и сестра.

В 36 приемных семьях пожилые граждане и их помощники являются родственниками: в 18 семьях помощники – внуки пожилых людей, в 8 семьях – братья, сестры, в 5 семьях – племянники, в 5 семьях – двоюродные сестры.

Приемная семья дает возможность пожилому человеку получать необходимую своевременную помощь и уход в комфортной семейной обстановке, обрести душевное тепло и близкого человека рядом.

 

Гражданин, изъявивший желание стать помощником пожилому человеку, должен соответствовать ряду требований:

не иметь судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

не состоять на учете в психоневрологическом учреждении;

иметь постоянное место жительство;

не быть ранее отстраненным от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на него законом обязанностей;

не являться работником организации, осуществляющей социальное обслуживание пожилого гражданина.

Учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в помощники, его способность к выполнению обязанностей помощника, существующие отношения между ним и пожилым гражданином.

В рамках окружного законодательства приемная семья для пожилого гражданина состоит из одинокого пожилого гражданина и его помощника, обязательным условием является совместное проживание и ведение хозяйства.

Пожилой гражданин – дееспособный гражданин, имеющий место жительства в автономном округе, по состоянию здоровья не способный самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, не имеющий трудоспособных совершеннолетних детей либо трудоспособные совершеннолетние дети которого по объективным причинам не могут обеспечить ему помощь или уход (например, проживают за пределами автономного округа).

Помощник пожилого гражданина – гражданин, назначенный помощником решением органа опеки и попечительства, осуществляющий уход за пожилым гражданином, предоставляющий ему социальные услуги.

Возможность создания приемной семьи возникает в случае, если пожилой гражданин и его помощник имеют возможность проживать вместе, а помощник согласен осуществлять уход за своим подопечным.

Место проживания приемной семьи определятся по месту жительства пожилого гражданина или его помощника по их взаимному согласию.

Помощнику пожилого гражданина за осуществление ухода и предоставление социальных услуг ежемесячно начисляется денежное вознаграждение. В 2018 году размер денежного вознаграждения составляет 9868 рублей в месяц (с данной суммы удерживается налог на доходы физических лиц).

В целях защиты прав пожилого человека обеспечивается двойной контроль за исполнением помощником пожилого гражданина своих обязанностей:

организацией социального обслуживания в части осуществления ухода за пожилым гражданином и предоставления ему социальных услуг;

органами опеки и попечительства в части обеспечения личных и имущественных прав пожилого гражданина.


Дата изменения: 08.11.2019 10:46:39
Количество показов: 2129

Возврат к списку