7.1. Организационные механизмы
7.1. Организационные механизмы
Данные механизмы заключаются в проведении конкретных мероприятий, подготовленных и сформированных на основе положений Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского района.
Для этого необходимо создание на основе Стратегии плана мероприятий по реализации установленных стратегических инициатив и поэтапное осуществление основных сформулированных в ней мероприятий (действий).
В настоящее время в Ханты-Мансийском районе разработаны программные
документы и целевые программы различного уровня и срока исполнения. Кроме этого,
в районе реализуется (планируется к реализации) значительное количество
государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В целях обеспечения системного осуществления этих программ и предусмотренных ими мероприятий, в целях исключения дублирования действий, придания всем программным мероприятиям единой направленности на реализацию главных целей, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития, необходимо осуществление консолидации всех мероприятий, обозначенных в программно-целевых и программных документах района.
В целом, к основным организационным механизмам, обеспечивающим реализацию Стратегии на территории района, можно отнести следующие мероприятия:
формирование специального подразделения в структуре исполнительного органа местного самоуправления для проведения регулярного мониторинга хода реализации Стратегии, выполнения утвержденных индикаторов и контрольных показателей;
внедрение новых механизмов административного регулирования и управления, реализация мер по снижению административных барьеров;
расширение практики использования и повышение эффективности программно-целевого управления развитием отраслей экономики и социальной сферы;
установление доверия между бизнесом и органами государственной власти, органами местного самоуправления за счет развития муниципально-частного партнерства, в том числе при реализации инфраструктурных проектов, при создании и развитии кластерных зон;
расширение сотрудничества со всеми сельскими поселениями, расположенными на территории района, соседними районами и городскими округами округа;
обеспечение эффективного функционирования систем информационного и аналитического сопровождения деятельности органов муниципального управления и систем мониторинга реализации региональных и муниципальных программ на территории района.
В рамках использования организационных механизмов должен быть осуществлен поэтапный переход Стратегии, в так называемый, «план конкретных действий» – План мероприятий по реализации Стратегии (система мер муниципального регулирования), включающий в себя сроки выполнения конечных мероприятий (действий), ответственных исполнителей, ожидаемый результат, размер и источники финансирования. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития района разрабатывается на базе основных выводов, сформулированных в настоящей Стратегии, что обуславливает его преемственность и непротиворечивость направлению развития социально-экономической системы.
Сформированное специальное подразделение в структуре исполнительного органа местного самоуправления будет осуществлять весь необходимый комплекс мер по реализации сформированного плана мероприятий, а также по его корректировке и переработке. Кроме того, специальное подразделение должно проводить регулярный мониторинг хода реализации Стратегии, мониторинг выполнения утвержденных индикаторов и контрольных показателей.
При этом в организационной структуре необходимо отделить лиц, осуществляющих стратегическое управление, от лиц, которые заняты решением оперативных и тактических задач, которые обеспечивают реализацию стратегических решений.
В целях организации и проведения регулярного мониторинга хода реализации Стратегии и уровня достигнутых в ней индикативных и контрольных показателей целесообразно создание отдела при специальном подразделении или установление коллегиальной комиссии по вопросам реализации Стратегии с привлечением представителей органов местного самоуправления сельских поселений, входящих
в состав района.
Тем самым, с определенной (установленной) периодичностью будет
корректироваться План мероприятий по реализации Стратегии. Именно за счет формирования ежегодного Плана мероприятий по реализации Стратегии осуществляется оперативная координация совместной деятельности её участников. Выработка Плана мероприятий основывается на приоритетах Стратегии, учитывает динамику процесса ее реализации и изменение внешних социально-экономических факторов и условий.
Соответственно, одним из важных механизмов реализации Стратегии является согласование различных стратегических направлений и инициатив разного уровня (федеральных, региональных, ведомственных, межведомственных программ, проектов и т.д.), реализовываемых разными участниками, применение и одновременное усиление возможностей программных мероприятий и проектов.
В данном случае необходимо осуществление обстоятельного и основательного (системного) взаимодействия государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района и органов местного самоуправления сельских поселений по вопросам реализации комплексных социально-экономических мероприятий, обозначенных в Стратегии, а также координации муниципального управления по осуществлению микростратегий сельских поселений в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между ними, достигнутыми договоренностями, принятыми общеобязательными правилами решения вопросов местного значения на территории района.
Так, одним из основных направлений взаимодействия органов государственной власти округа, органов местного самоуправления района и входящих в его состав сельских поселений будет являться обеспечение эффективного функционирования систем информационного и аналитического сопровождения деятельности органов государственного и муниципального управления и систем мониторинга реализации региональных и муниципальных программ.
Кроме этого, к наиболее важным организационным механизмам относятся комплексная реализация мероприятий по установлению межмуниципального сотрудничества, расширение практики использования и повышение эффективности программно-целевого управления, введение новых механизмов административного регулирования и управления, реализация мер по снижению административных барьеров, также формирование доверия между бизнес-структурами и органами местного самоуправления.
В условиях продолжающегося реформирования местного самоуправления ключевым организационным механизмом становится консолидированное участие местного сообщества в решении вопросов развития территории. В этой связи в настоящее время и, тем более в будущем, невозможно ограничиться лишь административными формами и механизмами реализации стратегических направлений.
Преобразования в самых разных сферах жизнедеятельности должны обсуждаться и осуществляться совместными усилиями местных органов власти, бизнеса и населения. Необходимо переходить к практике принятия решений путем согласования интересов всех заинтересованных в данном решении лиц.