• 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214
  • 8 (3467) 352800
  • office@hmrn.ru
Полная версия Версия для слабовидящих

6.9. Межмуниципальное сотрудничество

6.9. Межмуниципальное сотрудничество
Федеральный закон от 06.10.03 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусматривает право на сотрудничество и в пределах, установленных законом, объединение с другими органами местного самоуправления для выполнения задач, представляющих общий интерес.
Межмуниципальное сотрудничество – это организационное и правовое выражение кооперационных связей, складывающихся между муниципальными образованиями.
Решение данных задач возможно осуществить лишь в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, органами государственной власти Ханты-Мансийского округа – Югры, а также при сотрудничестве с соседними муниципальными образованиями округа.
Основными перспективными направлениями межмуниципального сотрудничества являются:
1. Подготовка совместных предложений органам государственной власти автономного округа и федеральным органам государственной власти по проектам законов и иных нормативных актов, затрагивающих интересы местного самоуправления.
Важным направлением межмуниципального взаимодействия является сотрудничество при формировании среды новых инвестиционных возможностей и программ размещения производительных сил на территории района.
2. Информационное обеспечение муниципалитетов, создание информационных фондов общего пользования, необходимых для организации местного самоуправления.
Предусматривается формирование соглашений между органами местного самоуправления района и органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в его состав, о сотрудничестве в области информационных технологий, связанных, в том числе, с формированием общей информационной среды, созданием и внедрением элементов «электронного правительства» на территории района, функционированием системы «одного окна» и «электронных муниципальных услуг». Кроме того, существует необходимость создания межмуниципальной информационной базы в целях снижения бюрократических барьеров, ускорения процедуры оформления документов. Необходимым считается проведение семинаров по обмену опытом внедрения информационных технологий в сферу муниципального управления.
3. Взаимодействие в области культуры, образования, спорта и социальной сферы.
Заключение межмуниципальных соглашений в социально-культурной сфере продиктовано реализацией приоритетных национальных проектов и социальных программ на территории округа. В первую очередь, это должно касаться проведения совместных мероприятий культурной направленности, спортивных и образовательных мероприятий: фестивалей, спортивных соревнований, конкурсов и конференций, а также создание общей среды социальных процессов, обмен опытом в реализации направлений действующих программ, формирование межмуниципальных фондов, способствующих развитию молодежи и общества.
Одним из ключевых направлений развития межмуниципального сотрудничества может стать интеграция процессов подготовки, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих, специалистов бюджетной и иных сфер, создание условий для привлечения, закрепления высокопрофессиональных специалистов, работающих в органах местного самоуправления, бюджетных и иных
организациях малого и среднего бизнеса.
Приоритетным направлением является заключение такого соглашения, в первую очередь, с г. Ханты-Мансийском, а также с приграничными муниципальными образованиями: Октябрьский район, Кондинский район, Нефтеюганский район, Белоярский район, Сургутский район. В среднесрочной перспективе такие соглашения целесообразно заключить со всеми муниципальными районами и крупными городскими округами (г. Сургут, г. Нефтеюганск, г. Нижневартовск) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
4. Развитие потребительского рынка и сферы бытовых услуг.
Сотрудничество в области потребительского рынка позволяет комплексно решать вопросы производства и сбыта готовой продукции, следовательно, это способствует активизации действий субъектов рыночного хозяйствования.
Соглашения должны предусматривать процесс реализации принятых программ в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развития торговли, производства и реализации продукции местных товаропроизводителей, а также содействовать развитию межмуниципальных рыночных обменов, интегрированных в локальные и региональные рынки производителей потребительских товаров, сельскохозяйственной и иной продукции. Соглашения должны способствовать созданию условий, гарантирующих равный доступ сельскохозяйственных производителей на продовольственный рынок городских округов, в том числе предоставления на его территории торговых площадей для развития фирменной, оптовой и розничной торговли, привлечения к сотрудничеству действующие торговые сети.
5. Формирование транспортной инфраструктуры и дорожной деятельности, в том числе, связанной с организацией межмуниципальных перевозок.
Межмуниципальное сотрудничество в транспортной сфере связано. в первую очередь, со строительством автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты приграничных муниципальных образований Югры, а также с организацией грузопассажирских перевозок и формированием системы транспортной логистики на территории округа.
Приоритетным направлением является заключение такого соглашения, в первую очередь, с г. Ханты-Мансийском, сельскими поселениями Ханты-Мансийского района и с приграничными муниципальными образованиями, участвующими в программе «Урал Промышленный – Урал Полярный»: Октябрьский район, Нефтеюганский район, Белоярский район.
6. Решение экологических проблем, в том числе связанных со строительством полигонов, мусороперерабатывающих мощностей, формированием рекреационных зон.
Соглашения должны предусматривать процесс взаимодействия органов местного самоуправления по следующим направлениям: решение экологических проблем, связанных с техногенными нарушениями природной среды предприятиями нефтегазового комплекса, функционированием межмуниципальной транспортной системы, наличием несанкционированных свалок. Наиболее актуальным является природоохранное направление, связанное с совместным строительством полигонов, утилизацией и переработкой промышленных и бытовых отходов, формированием рекреационных зон, гарантирующих экологическую стабильность.
Приоритетным направлением является заключение такого соглашения, в первую очередь с г. Ханты-Мансийском и сельскими поселениями Ханты-Мансийского района, а также с приграничными муниципальными образованиями: Октябрьский район, Кондинский район, Нефтеюганский район, Белоярский район, Сургутский район.
7. Развитие реального сектора экономики и сектора индустрии малого бизнеса.
В этом направлении, прежде всего, предполагается межрайонная кооперация действующих промышленных предприятий в Советском районе (лесообрабатывающая промышленность, деревянное домостроение), Октябрьском районе (поставка топливных гранул), Кондинском районе (деревообрабатывающая промышленность), Сургутском районе (использование альтернативных источников энергии – попутного газа).
В свою очередь, Ханты-Мансийский район может выступить базой для создания на его территории современного сельскохозяйственного производства: существует положительный опыт функционирования крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий, предполагается ввод в эксплуатацию агропромышленного комплекса в д. Ярки. На этой основе возможно обеспечение качественными продуктами питания сопредельных территорий через формирование торговых площадок, а также создание базы для внедрения передовых агротехнологий, в том числе и перерабатывающих производств, а также организация опытного производства (селекция в области растениеводства, разведение перспективных пород в животноводстве и т.п.).
В связи с наличием богатого природного потенциала, историко-культурным наследием возможно использование территории Ханты-Мансийского района как стартовой площадки для создания туристического направления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Безусловно важным для экономики как муниципального района, так и граничащих с ним территорий, будет создание предприятий по сбору, транспортировке и переработке биологических ресурсов (дикоросов и сельскохозяйственной продукции).
Таким образом, сформулированные долгосрочные направления развития Ханты-Мансийского района в рамках выбранного сценария позволяют органам местного самоуправления муниципального района и сельских поселений определить комплекс приоритетных мероприятий, предполагающих гармоничное обновление экономики и социальной сферы муниципального района.