• 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214
  • 8 (3467) 352800
  • office@hmrn.ru
Полная версия Версия для слабовидящих

6.2. Развитие реального сектора экономики

6.2. Развитие реального сектора экономики
Развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности
Одной из задач органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района является соблюдение интересов населения, проживающего на территории района, при развитии нефтегазовой промышленности.
Учитывая, что в настоящее время (2013 год) на территории района добывается пятая часть нефти автономного округа, девятая часть газа Югры, на перспективу
планируется дальнейшее активное освоение месторождений нефти и газа.
В целом, положение дел в нефтегазовой отрасли практически полностью определяется политикой федеральных органов государственной власти. Однако согласованная политика органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района должна быть направлена на создание бизнес-структур в данной отрасли, ориентированных на местные нужды и интересы района.
Основные тенденции в развитии нефтедобывающего комплекса совпадают
с намеченными в стратегии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года и связаны, прежде всего, с обеспечением устойчивой работы нефтегазового сектора, разработкой традиционных и трудноизвлекаемых запасов нефти и переходом на инновационные технологии нефтедобычи.
Стратегическая позиция управления муниципальным районом заключается в организации взаимодействия между предприятиями отрасли, муниципальными образованиями в границах района при создании условий для развития среднего и малого сервисного бизнеса для нефтегазового сектора, контроле использования земель и местных природных ресурсов.
Малые и средние сервисные фирмы могут оказывать транспортные, инжиниринговые, консалтинговые услуги, услуги связи, проводить инженерное и технологическое, топогеодезическое сопровождение работ, оказывать компаниям экологические услуги для предотвращения загрязнения недр и окружающей среды, участвовать в реализации программ энергосбережения при добыче, транспортировке, хранении и переработке нефти и газа. Одним из перспективных направлений является создание сервисного предприятия по бытовому обслуживанию работников нефтепромыслов (общественное питание, бытовые услуги).
В связи с этими направлениями развития минерально-сырьевой базы района в краткосрочной и среднесрочной перспективе необходимо формирование программно-целевых документов по организации комплексного взаимодействия между нефтедобывающими компаниями, органами местного самоуправления муниципального района и сельских поселений, в рамках которых должны быть предусмотрены условия и направления участия нефтедобывающих предприятий в решении социальных проблем района; определены формы стимулирования и пути развития среднего и малого нефтегазового бизнеса; конкретизированы мероприятия по привлечению, подготовке и переподготовке кадров для нефтегазовой отрасли. Немаловажную роль играет усиление экологического контроля использования земель и местных природных ресурсов.
Для реализации указанного программного документа необходимо включение направлений сервисного обслуживания в сфере развития минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности в инвестиционный паспорт Ханты-Мансийского муниципального района с указанием основных инвестиционных возможностей и перспектив.
Заготовка и обработка древесины
Важной задачей органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района по развитию заготовки и обработки древесины является организация комплексной поддержки эволюции лесной отрасли района.
Общая площадь лесных насаждений Ханты-Мансийского района составляет 3 945,5 тыс. га. Преобладающими породами являются хвойные насаждения, на долю которых приходится 70,2%, мягколиственные породы занимают 29,8%.
На территории района 13 субъектов малого предпринимательства осуществляют деятельность в сфере заготовки и переработки древесины. Основной объем выпуска лесопромышленной продукции (90%) приходится на ООО «Бобровская лесозаготовительная компания», осуществляющее свою деятельность в сельском поселении Горноправдинск. Другие субъекты малого предпринимательства осуществляют заготовку дров, которыми обеспечивают население и учреждения социальной сферы.
ООО «Бобровская лесозаготовительная компания» за 2013 год вывезено древесины в количестве 30,48 тыс. куб. метров, объем увеличился в 1,4 раз по сравнению с прошлым годом, производство пиломатериалов составило 3,09 тыс. куб. метров – снижение на 34,3%. Заготовка древесины составила 32,72 тыс. куб. метров, увеличившись в 1,6 раза по сравнению с прошлым годом. Производство деловой древесины увеличилось по сравнению с показателем прошлого года на 50% и составило 9,6 тыс. куб. метров. Снижение производства пиломатериалов объясняется тем, что в ассортименте данной продукции преобладает спрос на пиломатериал хвойных пород, тогда как предприятие предлагает пиломатериал лиственных пород.
В целях развития направления «Лесохозяйственный комплекс» в краткосрочной и среднесрочной перспективе определяется необходимость формирования стратегических направлений развития направления, в рамках которых необходимо определить:
мероприятия по повышению уровня использования земель лесного фонда, в том числе низкосортной древесины и древесных отходов;
возможности содействия профессиональной подготовке (переподготовке) специалистов для лесопромышленного комплекса, в том числе и на территории района;
лесозаготовка, производство пиломатериалов, строганного погонажа, техническое перевооружение действующих лесозаготовительных.
Из анализа лесосырьевой базы территории Ханты-Мансийского района основными сельскими поселениями района, где могут быть расположены предприятия по лесозаготовке и первичной переработке сырья, являются сельские поселения: Выкатной, Кедровый, Красноленинский, Луговской, Кышик, Цингалы, Горноправдинск, Селиярово. Основным направлением развития деревообработки на среднесрочную перспективу является содействие развитию предприятий по обработке древесины и производству изделий из дерева (мелкоштучное производство для внутрирайонного потребления).
При этом стратегически вопрос стоит не столько в конкретизации мест расположения отдельных составляющих комплекса, сколько в создании и развитии, по сути дела, перспективной для района обрабатывающей отрасли. Модернизация Бобровской лесозаготовительной компании на ближайший среднесрочный период также должна быть в числе приоритетов деятельности органов местного самоуправления района.
В долгосрочной перспективе при условии строительства дорог возможно создание деревообрабатывающего производства в сельском поселении Луговской (20 – 30 тыс. м куб. в год).
Развитие традиционных отраслей хозяйства
Одной из основных задач органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района в связи с принятыми сценариями развития является всестороннее развитие традиционных отраслей хозяйства.
За 2013 год субъекты, занятые в традиционной хозяйственной деятельности Ханты-Мансийского района, получили государственную поддержку за счет средств бюджета автономного округа в размере 45,4 млн. рублей, в том числе на рыболовство – 26,4 млн. рублей, что на 31,3% больше уровня 2012 года, 19,0 млн. рублей – на заготовку и переработку дикоросов, что в 1,9 раза больше уровня 2012 года.
За 2013 год национальными общинами и предприятиями заготовлено различных видов ягод в общей массе 451,3 тонны или 200,8% от уровня 2012 года (2012 год – 224,8 тонны), кедрового ореха – 95,8 тонны или 78,6% от уровня 2012 года, грибов – 44,8 тонны или 85% от уровня 2012 года, лекарственного сырья – 2130 килограммов или 24,2% от уровня 2012 года (2012 год – 8 816 кг).
Общая площадь охотугодий по Ханты-Мансийскому району составляет 4 631 тыс. га, количество охотопользователей – 46. Отчетность по заготовке продукции охотпромысла предоставляют 5 национальных общин, которым в рамках исполнения переданного государственного полномочия органами местного самоуправления
в 2013 году была предоставлена государственная поддержка в сумме 0,95 млн. рублей.
За 2013 год национальными общинами заготовлено боровой дичи 2 253 штук или 167,8% от уровня 2012 года. Пушнины заготовлено 2 324 штуки или 97,6% от уровня 2012 года. С целью сохранения традиционного уклада жизни и занятости коренного населения предусматриваются меры по поддержке северного оленеводства. За январь – декабрь 2013 года из бюджета автономного округа на поддержку содержания оленей в национальных общинах было направлено 263,2 тыс. рублей. Хозяйствам населения района на содержание маточного поголовья северных оленей была предоставлена государственная поддержка в размере 29,4 тыс. рублей.
В целях формирования системного подхода к направлению «Традиционные отрасли хозяйствования» на территории Ханты-Мансийского района необходимо:
включение новых направлений в программу развития агропромышленного комплекса муниципального района, в рамках которой необходимо предусмотреть разработку законодательных и иных регулирующих механизмов развития направления, определение источников финансирования и систему преференций потенциальным инвесторам, создание системы управления традиционных отраслей хозяйствования на территории района;
формирование системы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также муниципальных предприятий, участвующих в развитии направления, в том числе посредством оказания методической и методологической поддержки в части определения направлений развития и формирования бизнес-планов предприятий;
взаимодействие с ГП ХМАО – Югры «Югралесхоз», как предприятия, имеющего готовые производственные мощности, в части организации пунктов по приему, хранению, транспортировки продукции.
При этом целесообразно осуществить совместную реализацию направлений «Традиционные отрасли хозяйствования», «Сельское хозяйство» и «Рыбопромышленный комплекс». Это позволит значительно уменьшить нагрузку на бюджет района, а также будет способствовать эффективному развитию данных направлений. Ниже приведены направления их «перекрестного» развития и взаимодействия.
Общая схема функционирования направления (вне зависимости от формы собственности основных производств) в соответствии с имеющимися в Ханты-Мансийском районе природно-ресурсными и инфраструктурными предпосылками выглядит следующим образом.
Основной производственный элемент направления (завод по глубокой переработке и производству продукции) должен находиться, ввиду наличия необходимого количества специалистов, развитой технологической и транспортной инфраструктуры, в окружном центре – городе Ханты-Мансийске.
Пункты по сбору сырья предполагается разместить в тех поселениях района, где биологические ресурсы и инфраструктура позволяют осуществить и реализовать одно из основных направлений производства – закуп и сбор сырья в промышленных объемах.
К таким поселениям на территории района относятся: Луговской, Кышик, Нялинское, Выкатной, Цингалы, Шапша.
Пункты по сбору должны быть оснащены не только оборудованием для хранения сырья, но и оборудованием по первичной его переработке (в случае большого объема продукции). Первичная переработка позволит также обеспечить большую сохранность пищевой продукции, а также даст возможность эффективно транспортировать её до пункта полной переработки и производства.
Пункты по сбору могут быть оснащены и пунктами для продажи продукции
в случае спроса продукции первичной переработки на местном рынке. Помимо прочего
данные пункты должны быть мобильными и разнонаправленными, что позволит в случае неурожая или периодов объективного уменьшения объемов производства (сезонность, период распутицы) принимать продукцию сельского хозяйства (мясо, молоко, овощные культуры) от подсобных хозяйств населения и крестьянско-фермерских хозяйств.
В данном случае необходимо предусмотреть возможность перепрофилирования основного производства в г. Ханты-Мансийске, что достигается установкой соответствующего производственного оборудования и использованием новых технических производств.
Помимо использования дикорастущих ресурсов района как пищевых продуктов, имеет перспективы их использование как основы сувенирной продукции (изделия из бересты, сувенирная упаковка из природных материалов, орехов, сушеных ягод, грибов). В перспективе возможно создание фармацевтического комплекса, позволяющего производить натуральную косметическую продукцию на основе местных биоресурсов (фитонапитки, ароматические масла, другие косметические средства).
Для развития этих направлений появится необходимость осуществления следующих видов деятельности, разрешенных на территории района по экологическому признаку и на основании Лесохозяйственного регламента территориального управления Самаровское лесничество: создание лесных плантаций, их эксплуатация и выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.
На основе сформированных направлений в инвестиционном паспорте муниципального района необходимо осуществить подготовку инвестиционных проектов, возможных для реализации и направленных на развитие традиционных отраслей хозяйствования как со стороны органов местного самоуправления, так и со стороны представителей бизнес-сообщества, как потенциальных инвесторов. Необходимо разработать бизнес-план «Создание предприятия по хранению, транспортировке, переработке и сбыту дикоросов, мяса промысловых охотничьих животных, водных биоресурсов (рыбы) и сельскохозяйственной продукции на территории Ханты-Мансийского района».
В инвестиционных проектах важно предусмотреть следующие основные направления:
1. Закуп / сбор дикоросов:
создание (модернизация) разветвленной сети пунктов приемов дикоросов в сельских поселениях района, включая определение оптимального количества работников, материально-технического оборудования;
организация сбора сырья, в том числе в труднодоступных местах, развитие сети опорных пунктов и вспомогательных дорог.
2. Переработка дикоросов:
определение перспективных производств с разработкой соответствующих схем переработки;
оценка рентабельности и окупаемости производства, расчет затрат на производственные площади и оборотные средства для развертывания производства;
создание разветвленной сети производств по первичной переработке сырья;
подготовка или привлечение соответствующих профессиональных кадров;
покупка и обновление материально-технической составляющей производства;
организация заготовки и глубокой переработки сырья, производства продукции.
3. Сбыт сырья, готовой продукции:
расчет инвестиций в организацию системы сбыта;
формирование широкой системы сбыта с выходом на внутренний (муниципальный район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) и
всероссийский рынок;
создание узнаваемой торговой марки производства – бренда.
В долгосрочной перспективе необходимо:
продолжить поиск инвесторов и реализацию сформированного направления в инвестиционном паспорте района;
внедрение энергосберегающих и экологически чистых производств;
стимулирование освоения новых технологий переработки сырья;
поиск новых рынков сбыта продукции данной сферы.
Таким образом, развитие традиционных видов хозяйствования будет способствовать сохранению уникальности района, вовлечению в производственную деятельность незанятого населения, прежде всего на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов.
Развитие сельского хозяйства
Сельское хозяйство – одна из отраслей, которыми традиционно занималось и занимается население Ханты-Мансийского района. На территории района развиваются практически все отрасли сельского хозяйства: растениеводство (картофелеводство, овощеводство, кормопроизводство), животноводство (молочное и мясное производство, свиноводство), птицеводство.
По состоянию на 01 января 2014 года производством сельскохозяйственной продукции в Ханты-Мансийском районе занимаются 3 производственных кооператива – «Реполовский», «Селиярово», «Родина», 41 крестьянско-фермерское хозяйство и 438 личных подсобных хозяйств населения.
Численность занятых работников в сельскохозяйственных кооперативах и фермерских хозяйствах на 01 января 2014 года составила порядка 300 человек, в рыбной отрасли района с учетом занятых на временных работах во время летней путины занято порядка 600 человек.
В 2013 году в сфере сельскохозяйственного производства открыли свое дело 18 субъектов предпринимательства, в том числе 7 крестьянских (фермерских) хозяйств зарегистрировали основной вид деятельности – выращивание растениеводческой продукции, 11 – разведение свиней и крупного рогатого скота. Все 18 крестьянских (фермерских) хозяйств находятся в стадии становления и на начало 2014 года имеют статус начинающих с минимальным поголовьем скота и материальной базой уровня личного подсобного хозяйства.
За 2013 год сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 756 млн. рублей, что на 16,3 % выше уровня 2012 года в сопоставимых ценах.
В рамках исполнения органами местного самоуправления отдельного государственного полномочия в 2013 году 42 субъектам предоставлена государственная поддержка за счет средств бюджета автономного округа в размере 118,6 млн. рублей, в том числе на производство и реализацию продукции животноводства – 105,1 млн. рублей, что на 17,3% выше показателя 2012 года, 11,1 млн. рублей – на компенсацию затрат по улучшению материально-технической базы (в 2012 году компенсировано – 17,9 млн. рублей), на реализацию продукции растениеводства – 2,4 млн. рублей (100% к уровню 2012 года).
336 личных подсобных хозяйств района получили государственную поддержку на содержание маточного поголовья сельскохозяйственных животных в размере 3,9 млн. рублей (2012 год – 4,1 млн. рублей).
Одна из основных задач органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района заключается в обеспечении всестороннего развития сельскохозяйственной отрасли.
Развитие направления «Сельское хозяйство» стратегически должно
осуществляться по трем направлениям:
поддержка личных подсобных хозяйств как основы содействия самозанятости населения и обеспечения жителей района экологически чистыми продуктами питания;
содействие развитию крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий как основы внедрения современных методов хозяйствования в отрасли;
развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кооперативных машинно-технологических станций для технического оснащения малых форм хозяйств.
Безусловно, важным является уход от сырьевой направленности сельскохозяйственного производства путем развития предприятий по переработке продукции на базе крестьянско-фермерских хозяйств в соответствии с современными технологиями.
В связи с этим и предполагается целесообразность координации действий по функционированию направлений «Сельское хозяйство», «Традиционные отрасли хозяйствования» и «Рыбопромышленный комплекс» в использовании технологического оборудования.
В целях развития сельскохозяйственной отрасли на территории Ханты-Мансийского района в краткосрочной и среднесрочной перспективе необходимо включить в долгосрочную программу развития агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского района мероприятия по поддержке сельских товаропроизводителей в части проведения сертификации качества производимой продукции; по обеспечению информационными материалами модернизации сельскохозяйственного производства; организации системы сбыта продукции.
Общая схема функционирования направления аналогична системе, приведенной в направлении «Традиционные отрасли хозяйствования»: производство, сбор (закуп) сырья – переработка – изготовление готовой продукции – сбыт. Однако масштабы этой системы будут несколько шире, так как развитие сельского хозяйства на территории района более динамичное, нежели развитие традиционного хозяйства.
Основной производственный элемент (завод по переработке и производству продукции) ввиду наличия необходимого количества специалистов и развитой технологической и транспортной инфраструктуры предполагается разместить в окружном центре – городе Ханты-Мансийске.
Укрупненные пункты по сбору и первичной переработке сырья должны быть дислоцированы в тех поселениях района, где сельскохозяйственная инфраструктура позволяет осуществить закуп и сбор сырья (Луговской, Шапша (Ярки), Цингалы, Выкатной, Кышик). По видам производства сельскохозяйственной продукции размещение пунктов приема в сельских поселениях предполагается следующим образом:
картофелеводство – Луговской, Выкатной, Селиярово;
овощеводство закрытого грунта – Нялинское, Выкатной, Сибирский, Шапша, Кышик;
кормопроизводство (включая оборудование цехов по производству комбикормов) – Луговской, Сибирский, Цингалы, Шапша;
животноводство (включая пункты первичной обработки продукции) – Луговской, Сибирский, Выкатной, Селиярово, Кышик, Цингалы, Нялинское.
Значительный вклад в развитие сельскохозяйственной отрасли муниципального района внесет ввод в эксплуатацию агрофирмы в д. Ярки, включающей в себя тепличное хозяйство. Кроме повышения конкурентоспособности отрасли на основе внедрения современных технологий и круглогодичного обеспечения населения качественными продуктами, функционирование сельскохозяйственного предприятия обеспечит создание порядка 70 новых рабочих мест, в том числе
высококвалифицированных.
По программе «Строительство производственных объектов сельскохозяйственного назначения (животноводческих ферм) в населенных пунктах района» предполагается инвестирование за счет средств окружного бюджета и личных средств крестьянско-фермерских хозяйств в строительство животноводческих комплексов на территории Ханты-Мансийского района на 100 коров, предполагающих развитие молочного или мясного направления по выбору фермеров. В состав комплекса будут входить животноводческие помещения, оборудованные по современным технологиям (безвыпасным), а также перерабатывающие цеха. В зависимости от изначального состояния хозяйства предполагается либо масштабная модернизация, либо новое строительство помещений и инфраструктурных объектов животноводческих комплексов.
Задача муниципального управления при реализации инвестиционных проектов развития направления состоит в организационном обеспечении доступности финансовых ресурсов для сельскохозяйственных производителей (в том числе бюджетного кредитования), а также организации рынков сбыта, в том числе и за счет межмуниципального сотрудничества с другими территориями района.
Для освоения новых рынков сбыта продукции растениеводства и животноводства необходимо углублять степень переработки и разнообразить ассортимент товарной пищевой продукции. Возможно использование муниципального заказа на сельхозпродукцию (на предприятиях бюджетной сферы).
Развитие сельского хозяйства требует совершенствования транспортной системы для обеспечения сырьем, кормами, возможностью своевременной реализации продукции, что позволит существенно снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции.
Особого внимания заслуживает отрасль сельского хозяйства (сельское поселение Кышик), которая традиционно является сферой занятости коренных малочисленных народов Севера: производство и переработка мяса оленей, а также использование побочной продукции (шкуры, рога). Данное направление следует рассматривать, прежде всего, как источник продовольственного самообеспечения родовых общин и национальных хозяйств.
Создание сельскохозяйственного рынка в г. Ханты-Мансийске позволит наладить каналы сбыта продукции, производимой в районе.
Развитие рыбопромышленного комплекса
Совершенствование рыбопромышленного комплекса является одним из наиболее перспективных направлений развития пищевой промышленности в районе (включая сельское хозяйство) ввиду того, что на территории района имеются все для этого предпосылки (достаточное количество водных и рыбных ресурсов).
Основная задача органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района заключается в эффективном совокупном развитии рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли. В связи с этим развитие направления «Рыбопромышленный комплекс» стратегически должно осуществляться по двум направлениям:
вылов рыбы;
производство рыбной продукции на основе современных технологий.
По состоянию на 01 января 2014 года в пользовании рыбодобывающих предприятий района находится 386 участков для осуществления промышленного рыболовства с квотированием вылова в объеме 2 740 тонн. Кроме того, на угодьях района осуществляет вылов такое крупное предприятие, как ОАО «Рыбокомбинат Ханты-Мансийский» с ежегодным объемом вылова до 300 тонн.
За январь – декабрь 2013 года предприятиями всех форм собственности
выловлено рыбы 2 765 тонн (в том числе ОАО «Рыбокомбинат Ханты-Мансийский» – 318 тонн), что на 0,77% больше уровня 2012 года. Незначительный рост объемов рыбодобычи объясняется низкой обеспеченностью водными биологическими ресурсами, необходимостью восполнения водных биоресурсов.
В 2013 году рыбодобывающими предприятиями района произведено рыбной продукции 3 060 тонн или 109,3% к уровню 2012 года. Рост производства рыбной продукции, несмотря на снижение объемов вылова, обусловлен наличием запасов сырья прошлых лет, где объем вылова превысил предыдущие периоды на 25%.
В целях развития направления «Рыбопромышленный комплекс» на территории Ханты-Мансийского района в краткосрочной и среднесрочной перспективе необходимо:
включить направления развития отрасли в программу развития агропромышленного комплекса муниципального района, в рамках которых необходимо определить возможность помощи в обеспечении организаций рыбодобычи и рыбопереработки необходимым современным высокотехнологичным оборудованием;
создать условия нормального функционирования организаций рыбодобычи и рыбопереработки на основе разработки законодательных и иных регулирующих механизмов развития данного направления;
совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства, национальных общин, участвующих в развитии направления, в том числе посредством оказания методической и методологической поддержки в части определения направлений развития и формирования бизнес-планов предприятий.
Общая схема функционирования направления аналогична системе, приведенной в направлении «Традиционные отрасли хозяйствования», и в соответствии с имеющимися в Ханты-Мансийском районе природно-ресурсными и инфраструктурными предпосылками выглядит следующим образом.
Основной производственный элемент направления (завод по переработке и производству продукции) предполагается расположить в городе Ханты-Мансийске.
Пункты по сбору добытой рыбы либо продукты рыбопереработки предлагаем дислоцировать в сельских поселениях: Шапша, Луговской, Кышик, Нялинское, Выкатной, Селиярово, Цингалы.
Пункты по сбору должны быть оснащены не только оборудованием для хранения сырья, но и оборудованием по первичной его переработке (в случае большого объема продукции). Первичная переработка позволит также обеспечить большую сохранность пищевой продукции, а также даст возможность эффективно транспортировать её до пункта полной переработки и производства.
Пункты по сбору могут быть оснащены и пунктами для продажи продукции в случае спроса продукции первичной переработки на местном рынке.
Для полноценного использования природных возможностей Ханты-Мансийского района, а также пополнения запасов водных биоресурсов необходимо уделить внимание модернизации существующих и созданию новых рыбопитомников, внедрению инновационных технологий искусственного воспроизводства рыбного стада.
Развитие малого и среднего бизнеса
Развитие малого бизнеса является важным фактором успешного функционирования рынка и восстановления института частной собственности. В динамичной экономике постоянно происходит процесс образования и ликвидации малых предприятий. При этом они выполняют различные функции: активно реагируют на новые рыночные возможности, осуществляют инновации, принимая определенные риски, активизируют структурную перестройку экономики, обеспечивают конкретный уровень конкуренции в отраслях.
На территории Ханты-Мансийского района на 01 января 2014 года осуществляют
свою деятельность 736 субъектов малого предпринимательства, из них: 150 микропредприятий, 9 малых предприятий и 577 индивидуальных предпринимателей. В расчете на 10 тысяч населения это составляет 364,4 субъекта малого предпринимательства. В секторе малого бизнеса занято 1 618 человек (10,9% от среднесписочной численности работников по полному кругу предприятий), что на 111 человек больше уровня 2012 года.
За 2013 год число субъектов малого предпринимательства увеличилось и составило 107,1% к уровню 2012 года (687 единиц), численность работников увеличилась на 7,4% к уровню прошлого года.
В течение исследуемого периода в Ханты-Мансийском районе приоритетными направлениями деятельности среди субъектов малого предпринимательства остаются розничная торговля и сельское хозяйство.
В перспективе предлагается изменение структуры малого предпринимательства в пользу обрабатывающих отраслей и сферы услуг и определение следующих направлений:
индустрия малого бизнеса;
развитие сферы услуг;
развитие потребительского рынка;
развитие сельского хозяйства.
Индустрия малого бизнеса предполагает создание новых малых предприятий в реальном секторе экономики, связанном с лесопереработкой (производство мелкоштучной продукции для внутрирайонных нужд), созданием сервисных производств в нефтяной отрасли, развитием ремесленнической деятельности.
Направлениями развития сферы услуг является создание малых предприятий в сфере ЖКХ, оказания образовательных и воспитательных услуг, платных услуг в социальной сфере, транспортных услуг, организация туристической деятельности.
Развитие потребительского рынка связано с необходимостью обеспечения населения муниципального района качественными услугами общественного питания, бытовыми услугами, необходимостью расширения ассортимента торговых предприятий.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе необходимо осуществить:
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей отрасли, сфере потребительского рынка, туризма, экологии и традиционных промыслов;
содействие улучшению материально-технического обеспечения развития бизнеса и сервисных производств;
стимулирование инновационной активности малых и средних предприятий, в том числе за счет организации конкурсов инновационных проектов в сфере малого предпринимательства с условием предоставления победителям льгот (частичная компенсация банковских кредитов, предоставление муниципальных гарантий по кредитам и т.д.);
популяризация самозанятости населения муниципального района путем создания субъектов малого бизнеса.
В долгосрочной перспективе предполагается:
создание условий для продвижения товаров и услуг местных
товаропроизводителей за пределами района;
развитие сервисных производств за счет внедрения инновационных и энергосберегающих технологий;
модернизация и создание условий для внедрения энергоэффективных технологий на малых и средних предприятиях.
На весь период реализации Стратегии актуальными направлениями деятельности
органов местного самоуправления будут:
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Ханты-Мансийском районе;
развитие механизмов финансовой и имущественной поддержки;
мониторинг и информационное сопровождение деятельности представителей малого и среднего предпринимательства;
повышение информированности сельского населения по вопросам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и кооперации, включая разъяснения основных положений законодательства Российской Федерации в данной сфере;
стимулирование развития молодежного предпринимательства.
В связи с необходимостью ведения документооборота, составления отчетности в различные структуры (налоговая инспекция, экологические фонды, пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.д.) у индивидуальных предпринимателей и малых предприятий возможна организация на основе кустового центра в п. Горноправдинске службы аутсорсинга этих услуг, поддерживаемой органами местного самоуправления. Данная мера позволит увеличить численность частных предпринимателей в муниципальном районе, которые ранее опасались организации собственного дела вследствие обилия «бумажной» работы. Кроме того, органам местного самоуправления необходимо инициировать разработку образовательных программ Пенсионного фонда и Фонда социального страхования для субъектов малого предпринимательства – работодателей, а на базе компьютерных классов – курсы экономической грамотности.
Кроме того, в центре возможно присутствие специалиста по оформлению кредитов под поручительство Фонда поддержки предпринимательства автономного округа, который заключил соглашение с ОАО Ханты-Мансийский банк и ОАО Западно-Сибирский банк Сбербанка России.
Развитие сервисных производств
В связи с наличием на территории Ханты-Мансийского района предприятий нефтедобывающей и геологоразведочной отрасли предлагается рассмотреть, как одну из частных возможностей развития индустрии малого бизнеса, организацию сервисных производств на основе взаимовыгодного сотрудничества с крупными вертикально-интегрированными компаниями. Для обеспечения функционирования данного направления в краткосрочной и среднесрочной перспективе необходимо решение следующих вопросов:
создания условий для развития компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства, учитывающих специфику работы крупных компаний;
создания механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для взаимодействия с крупным бизнесом со стороны государства;
создания среды для проведения деловых контактов, встреч, обсуждения возможности реализации совместных проектов;
мотивации заинтересованности крупных компаний для выстраивания взаимоотношений с субъектами малого и среднего предпринимательства;
создания комплексной программы, включающей возможности повышения компетенций предпринимателей на основе комплексных программ обучения, формирование механизмов стимулирования крупного бизнеса для работы с малым, расширение спектра форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса (субсидии, кредиты, займы, гранты, помощь в получении аккредитации).
В качестве свободных «ниш» для развития малого и среднего предпринимательства в системе функционирования крупных вертикально-интегрированных компаний возможно предложить следующие направления:
проведение геологических и геофизических исследований, картография;
текущий ремонт зданий и сооружений;
поставка и обслуживание систем безопасности;
частная и вневедомственная охранная деятельность;
использование инновационных разработок и прогрессивных технологий;
организация лабораторно-химических исследований;
обучение на основе современных технологий;
проведение энергоаудита, формирование энергопаспортов;
осуществление автотранспортных перевозок;
материально-техническое снабжение расходными материалами.
Реализацию сервисного производства можно предложить в сельских поселениях с уже сложившейся системой взаимодействия с нефтяными компаниями (Горноправдинск, Селиярово), а также в муниципальных образованиях, где высок уровень незанятого населения и есть перспективные разработки нефтедобывающих предприятий.