4.4. Проблемы финансовой сферы
В методических рекомендациях Министерства экономического развития Российской Федерации по оценке налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований налоговый потенциал определяется, как «возможные налоговые поступления, рассчитанные по налогооблагаемой базе с учетом действующих (прогнозных) ставок, установленного порядка их начисления в условиях стандартных налоговых условий и усилий».
Налоговый потенциал конкретного муниципального района характеризуется обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного налога, в частности, объемом доходов физических лиц, стоимостью муниципального имущества.
При этом налоговую базу района можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это фактически сложившаяся налоговая база, представляющая собой совокупность баз налогообложения плательщиков налогов и сборов, зарегистрированных на территории данного района. Во-вторых, это потенциально возможная налоговая база района в случае оптимального использования всех природных, демографических, производственных и прочих факторов и ресурсов. То есть во втором аспекте прослеживаются скрытые источники налогового потенциала.
Таким образом, под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения, находящейся в пределах компетенции муниципального района или поселения, приносить доходы в виде налоговых поступлений.
Однако, налоговый потенциал – это показатель оценочный, указывающий на получение возможного дохода в перспективе, он не всегда верно отражает реальное состояния экономики муниципального района.
Анализ структуры налогового потенциала, а также учет требований и возможностей действующего налогового законодательства на уровне муниципального района определил основные факторы, влияющие на величину налогового потенциала:
финансовое состояние предприятий налогоплательщиков;
расширение налоговой базы за счет выявления в районе организаций и индивидуальных предпринимателей, объектов недвижимого имущества, не зарегистрированных в районной налоговой инспекции, и систематизации сведений о собственниках объектов недвижимого имущества и земельных участков;
наличие условий для развития и укрепления малого бизнеса на муниципальном уровне, что приводит к созданию новых рабочих мест, появлению самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активного населения, снижению социальных нагрузок на расходы бюджетов;
воспитание законопослушного налогоплательщика, формирование позитивного отношения общества к уплате налогов, как к конституционной обязанности каждого гражданина;
улучшение собираемости налогов, в том числе посредством совершенствования работы муниципальных властей с фискальными органами.
Дотационность бюджета муниципального района и, особенно, сельских поселений зависит от нормативов отчисления налогов в окружной и федеральный бюджет. Если планка отчислений меняется, то меняется и уровень дотационности муниципального района или поселения. Так, в Ханты-Мансийском районе в 2008 году был изменен порядок межуровневых отчислений: из состава возможных доходов поселенческих бюджетов выведены транспортный налог, единый налог, взимаемый в связи с применением единой системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Данное обстоятельство привело к тому, что уровень дотационности, определяемый отношением дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и налоговых доходов, начиная с 2009 года, постепенно снижался.
Таблица 9
Уровень дотационности муниципального района в разрезе сельских поселений
Показатели
|
Ед.
изм.
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
Дотации бюджетам поселений
на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
|
тыс.
рублей
|
216 981
|
243 270
|
241 851
|
260 104
|
250 104
|
272 996
|
302 770
|
Доходы без учета межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней
|
тыс.
рублей
|
12 346
|
28 121
|
39 408
|
46 964
|
52 136
|
40 445
|
46 288
|
Уровень дотационности
|
%
|
95
|
90
|
86
|
85
|
83
|
87
|
87
|
Эволюция налогового и бюджетного законодательства в нынешнем десятилетии ограничивает финансовую автономию и обеспеченность муниципальных образований.
В связи с сокращением перечня налоговых источников местных бюджетов практически все муниципальные образования стали дотационными. В структуре финансовой помощи районному бюджету все большее значение приобретают не дотации, направления расходования которых определяются самим муниципалитетом, а субсидии, т.е. долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые окружная власть считает необходимыми.
При оценке уровня дотационности района следует учитывать не только налоговые, но и прочие доходы – неналоговые поступления, которые в структуре
доходов района в 2013 году составили 18,1%.
Неналоговый потенциал региона – это планируемая возможность получить доходы от управления собственным имуществом и оказания предпринимательских услуг соответствующими бюджетными учреждениями в рамках наделенных полномочий. На территории Ханты-Мансийского района основными наполнителями по данному виду доходов являются доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, величину налогового потенциала муниципального района определяют факторы, связанные с изменением налогового законодательства, а также с финансовым состоянием предприятий и населения района.