• 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214
  • 8 (3467) 352800
  • office@hmrn.ru
Полная версия Версия для слабовидящих

4.4. Проблемы финансовой сферы

4.4. Проблемы финансовой сферы
В методических рекомендациях Министерства экономического развития Российской Федерации по оценке налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований налоговый потенциал определяется, как «возможные налоговые поступления, рассчитанные по налогооблагаемой базе с учетом действующих (прогнозных) ставок, установленного порядка их начисления в условиях стандартных налоговых условий и усилий».
Налоговый потенциал конкретного муниципального района характеризуется обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного налога, в частности, объемом доходов физических лиц, стоимостью муниципального имущества.
При этом налоговую базу района можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это фактически сложившаяся налоговая база, представляющая собой совокупность баз налогообложения плательщиков налогов и сборов, зарегистрированных на территории данного района. Во-вторых, это потенциально возможная налоговая база района в случае оптимального использования всех природных, демографических, производственных и прочих факторов и ресурсов. То есть во втором аспекте прослеживаются скрытые источники налогового потенциала.
Таким образом, под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения, находящейся в пределах компетенции муниципального района или поселения, приносить доходы в виде налоговых поступлений.
Однако, налоговый потенциал – это показатель оценочный, указывающий на получение возможного дохода в перспективе, он не всегда верно отражает реальное состояния экономики муниципального района.
Анализ структуры налогового потенциала, а также учет требований и возможностей действующего налогового законодательства на уровне муниципального района определил основные факторы, влияющие на величину налогового потенциала:
финансовое состояние предприятий налогоплательщиков;
расширение налоговой базы за счет выявления в районе организаций и индивидуальных предпринимателей, объектов недвижимого имущества, не зарегистрированных в районной налоговой инспекции, и систематизации сведений о собственниках объектов недвижимого имущества и земельных участков;
наличие условий для развития и укрепления малого бизнеса на муниципальном уровне, что приводит к созданию новых рабочих мест, появлению самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активного населения, снижению социальных нагрузок на расходы бюджетов;
воспитание законопослушного налогоплательщика, формирование позитивного отношения общества к уплате налогов, как к конституционной обязанности каждого гражданина;
улучшение собираемости налогов, в том числе посредством совершенствования работы муниципальных властей с фискальными органами.
Дотационность бюджета муниципального района и, особенно, сельских поселений зависит от нормативов отчисления налогов в окружной и федеральный бюджет. Если планка отчислений меняется, то меняется и уровень дотационности муниципального района или поселения. Так, в Ханты-Мансийском районе в 2008 году был изменен порядок межуровневых отчислений: из состава возможных доходов поселенческих бюджетов выведены транспортный налог, единый налог, взимаемый в связи с применением единой системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Данное обстоятельство привело к тому, что уровень дотационности, определяемый отношением дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и налоговых доходов, начиная с 2009 года, постепенно снижался.

Таблица 9

Уровень дотационности муниципального района в разрезе сельских поселений

Показатели

Ед.
изм.

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Дотации бюджетам поселений
на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

тыс.
рублей

216 981

243 270

241 851

260 104

250 104

272 996

302 770

Доходы без учета межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней

тыс.
рублей

12 346

28 121

39 408

46 964

52 136

40 445

46 288

Уровень дотационности

%

95

90

86

85

83

87

87


Эволюция налогового и бюджетного законодательства в нынешнем десятилетии ограничивает финансовую автономию и обеспеченность муниципальных образований.
В связи с сокращением перечня налоговых источников местных бюджетов практически все муниципальные образования стали дотационными. В структуре финансовой помощи районному бюджету все большее значение приобретают не дотации, направления расходования которых определяются самим муниципалитетом, а субсидии, т.е. долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые окружная власть считает необходимыми.
При оценке уровня дотационности района следует учитывать не только налоговые, но и прочие доходы – неналоговые поступления, которые в структуре
доходов района в 2013 году составили 18,1%.
Неналоговый потенциал региона – это планируемая возможность получить доходы от управления собственным имуществом и оказания предпринимательских услуг соответствующими бюджетными учреждениями в рамках наделенных полномочий. На территории Ханты-Мансийского района основными наполнителями по данному виду доходов являются доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, величину налогового потенциала муниципального района определяют факторы, связанные с изменением налогового законодательства, а также с финансовым состоянием предприятий и населения района.