• 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214
  • 8 (3467) 352800
  • office@hmrn.ru
Полная версия Версия для слабовидящих

3.1 Описание механизмов реализации Стратегии

Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского района разрабатывается с учетом принципа взаимной согласованности и преемственности документов стратегического планирования, принятых и реализуемых на территории ХМАО-Югры и района (рисунок 22).

Реализация Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского района на период до 2030 года обеспечивается путем разработки Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского района, в котором определены целевые показатели развития района и мероприятия в соответствии с полномочиями администрации Ханты-Мансийского района, необходимые для реализации Стратегии и достижения установленных значений целевых показателей.
p20str121.JPG
Рисунок 22 – Взаимоувязанные документы муниципального планирования по реализации Стратегии социально-экономического развития

Организационный механизм реализации Стратегии осуществляется путем увязки планирования, реализации, мониторинга, корректировки целевых показателей прогноза при сопоставлении фактических и прогнозно-целевых показателей реализации Стратегии, независимой оценки влияния проводимых мероприятий на достижение целей Стратегии, оперативной корректировки действий исполнителей, координаторов по направлениям реализации Стратегии.

Бюджетная политика Ханты-Мансийского района рассматривается как инструмент исполнения Стратегии, который раскрывает цели, приоритеты и принципы деятельности органов местного самоуправления. Реализация стратегических задач по социально-экономическому развитию требует оптимизации действующих расходных обязательств, поиска наиболее эффективных методов управления, обеспечивающих достижение наибольшего результата на затраченные ресурсы.

Реализация Стратегии социально-экономического развития предусматривает непрерывный мониторинг динамики показателей социально-экономического развития.

Актуализация Стратегии социально-экономического развития проводится с целью учета изменений государственной политики на федеральном и региональном уровнях, тенденций развития территориальных производственных кластеров и отраслевых комплексов, достигнутых результатов социально-экономического развития района, а также с учетом актуализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года.

В целях реализации Стратегии за отраслевыми (функциональными) органами администрации Ханты-Мансийского района в соответствии с их компетенцией закрепляются функции координаторов (таблица 7).

Таблица 7 – Координаторы стратегических направлений

Направления реализации Стратегии

Координатор

Освоение ресурсного потенциала территории

Комитет экономической политики;

Департамент имущественных и земельных отношений

Развитие агропромышленного комплекса

Комитет экономической политики;

Департамент имущественных и земельных отношений

Развитие туризма

МКУ Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике»;

Комитет экономической политики

Поддержка малого предпринимательства, развитие потребительского рынка

Комитет экономической политики;

Департамент имущественных и земельных отношений

Развитие транспортной инфраструктуры

Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ;

Отдел транспорта, связи и дорог

Активизация благоустройства территории населенных пунктов

Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ;

органы местного самоуправления сельских поселений

Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса

Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ

Поддержка традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера

Комитет экономической политики

Сохранение и восстановление окружающей среды

Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ

Развитие информационного общества

Управление по информационным технологиям;

МКУ Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике»;

Комитет по образованию

Создание условий для оказания медицинской помощи населению

БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская районная больница»

Активизация жилищного строительства

Департамент строительства, архитектуры и ЖКХ;

МКУ Ханты-Мансийского района «Управление капитального строительства и ремонта»;

Департамент имущественных и земельных отношений

Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества

Комитет по образованию

Создание нового культурного пространства и развитие культурного потенциала района

МКУ Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике»

Создание условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала детей и молодежи

МКУ Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике»

Создание условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала детей и молодежи

МКУ Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике»

Реализация социальной политики

Отдел по организации работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Отдел опеки и попечительства;

МКУ Ханты-Мансийского района «Комитет по культуре, спорту и социальной политике»

Обеспечение безопасности населения

Отдел по организации профилактики правонарушений

МКУ Ханты-Мансийского района «Управление гражданской защиты»

Совершенствование местного самоуправления

Департамент имущественных и земельных отношений;

Отдел кадровой работы и муниципальной службы;

Комитет по финансам

«Бережливый регион»

«Бережливый регион» – это концепция управления деятельностью всех участников общественных отношений, основной целью которой является устранение всех видов потерь на основе постоянного совершенствования процессов и технологии организации взаимодействия.

Стратегическая цель – формирование культуры бережливого производства у всех участников экономических отношений.[1]

Бережливое производство как комплекс мер применяется в двух основных направлениях:

- повышение конкурентоспособности субъектов экономической деятельности (увеличение прибыли за счет снижения издержек);

- повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений (повышение качества управления за счет снижения затрат и оптимизации процессов).

Технологии бережливого производства «Бережливый регион» внедряются в Ханты-Мансийском районе по следующим основным направлениям:

· жилищно-коммунальное хозяйство:

- энергосбережение и повышение энергетической эффективности путем разработки/актуализации и реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

- проведение обязательных энергетических обследований;

- реализация мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции наиболее изношенных участков сетей и оборудования систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при подготовке к осенне-зимнему периоду;

- повышение энергетической эффективности зданий, строений и сооружений (повышение теплозащиты, оснащение энергосберегающим оборудованием и др.);

- оснащение потребителей приборами учета энергетических ресурсов и осуществление расчетов за их потребление с использованием приборов учета;

· совершенствование местного самоуправления:

- внедрение системы «Бережливое производство» в администрации Ханты-Мансийского района и подведомственных учреждениях;

- дальнейшее внедрение электронного документооборота;

- перевод муниципальных услуг в электронную форму;

- снижение объемов затрат на материально-техническое обеспечение деятельности администрации Ханты-Мансийского района и подведомственных учреждений;

- внедрение в деятельность структурных подразделений администрации Ханты-Мансийского района и подведомственных учреждений системы организации рабочего пространства 5S+1[2], инструментов «бережливого офиса»;

· популяризация бережливого производства:

- постоянное пополнение и обновление контента сайт-экрана «Бережливометр» как инструмента мониторинга изменений, заложенных в Концепцию.

Гражданское общество

Институты гражданского общества являются «двигателем» социально-экономического развития, поскольку решение задач по стратегически важным направлениям развития района происходит путем вовлечения в процесс принятия решений населения, представителей бизнеса и общественных организаций. Взаимодействие общественных групп населения с органами местного самоуправления и органами государственной власти способствует эффективной реализации целей и задач развития, предусмотренных Стратегией.

Потенциал институтов гражданского общества в принятии и реализации решений успешно реализуется на территории Ханты-Мансийского района в следующих формах взаимодействия:

- общественные советы;

- координационные советы;

- межведомственные комиссии;

- рабочие группы.

На территории Ханты-Мансийского района зарегистрировано и осуществляют деятельность 55 некоммерческих организаций, из них 10 – социально ориентированные некоммерческие организации – получатели поддержки из бюджета Ханты-Мансийского района.

Для развития гражданского общества в Ханты-Мансийском районе органам местного самоуправления необходима дальнейшая активизация взаимодействия с некоммерческими организациями, общественными объединениями и социальными группами граждан при принятии и реализации стратегических задач.

Распоряжением администрации Ханты-Мансийского района от 14.09.2016 № 909-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») по поддержке немуниципальных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере в Ханты-Мансийском районе на 2016 – 2020 годы.

В рамках реализации «дорожной карты» предусмотрен комплекс мер по поддержке немуниципальных организаций, в т.ч. социально ориентированных некоммерческих организаций:

1) проведение семинаров, совещаний; оказание методической, консультационной и информационной поддержки;

2) предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, оказывающим услуги населению в социальной сфере;

3) внедрение эффективных практик в области содействия занятости инвалидов и других категорий граждан; в сфере физической культуры; образования; культуры, в сфере услуг по организации отдыха и оздоровления детей;

4) информационно-методическое обеспечение деятельности немуниципальных организаций, в т.ч. социально ориентированных некоммерческих организаций и др.

Одной из форм взаимодействия муниципальной власти с обществом, посредством которой выявляют и решают основные проблемы социально-экономического развития, является краудсорсинг.

Под краудсорсингом понимается привлечение большого числа добровольцев для выполнения определенной работы, передача некоторых функций и задач кругу лиц, действующих на добровольной основе.

Для более широкого охвата населения и вовлечения его в решение основных задач района возможно применение Интернет-технологий. В Российской Федерации функционирует интернет-ресурс Российская общественная инициатива, с помощью которого граждане, авторизованные через единую систему идентификации и аутентификации, могут предлагать интересные идеи, голосовать за понравившуюся инициативу.

Создание краудсорсинговой интернет-площадки, создание форсайт-сессий и общественных советов для обсуждения проекта Стратегии на официальном сайте администрации района также будут способствовать более активному вовлечению населения в решение приоритетных задач развития района.

Для формирования эффективной системы вовлечения институтов гражданского общества и широкого круга лиц в решение актуальных задач социально-экономического развития района необходимо обеспечение открытости муниципального управления для повышения качества принимаемых решений и достижения баланса интересов.

Накопленный опыт совместной работы на различных площадках обсуждения, диалога и конструктивного взаимодействия общественности и органов местного самоуправления будет использоваться при реализации целей и задач Стратегии социально-экономического развития.

Инвестиционная стратегия

Инвестиционная стратегия Ханты-Мансийского района должна отражать приоритетные направления развития через взаимовыгодное сотрудничество органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и жителей района.

Главной задачей инвестиционной стратегии является привлечение дополнительных инвестиций, прежде всего, в агропромышленный комплекс и промышленность, в малый и средний бизнес.

В муниципальном образовании должны быть приняты нормативные акты, устанавливающие основные направления участия муниципального образования в инвестиционной деятельности, в т. ч. по направлениям:

− защиты интересов и прав инвесторов, включая защиту от недобросовестной конкуренции и от ограничения доступа к рынку;

− определения порядка обращения инвесторов за защитой и помощью, в т.ч. порядка обжалования неправомерных в отношении инвесторов решений и действий органов местного самоуправления.

Для эффективной реализации стратегических инвестиционных проектов предполагается активное сотрудничество органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района с Правительством ХМАО-Югры в рамках следующих направлений:

- осуществление финансирования приоритетных инвестиционных проектов ХМАО-Югры на территории Ханты-Мансийского района;

- создание условий для инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств.

Инвестиции в экономику района, в т.ч. бюджетные, будут способствовать его инфраструктурному развитию, привлечению частных инвестиций в реализацию инвестиционных проектов, в т.ч. с использованием механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных (муниципальных) задач.

Сотрудничество с хозяйствующими субъектами района, заинтересованными в исполнении мероприятий Стратегии, может быть реализовано на основании соглашений о социальном партнерстве.

Мероприятия Плана по реализации Стратегии, при прочих равных условиях, пользуются приоритетом при планировании расходов бюджета района, привлечении ассигнований из регионального бюджета. Кроме того, включение в Стратегию определенного проекта служит дополнительным аргументом при привлечении средств частных инвесторов.

Межмуниципальное сотрудничество

Межмуниципальное сотрудничество выступает как один из эффективных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления, выражения общих интересов муниципальных образований, решения идентичных задач.

Представление общих интересов в федеральных органах государственной власти, организация сотрудничества с международными организациями может осуществляться через созданные объединения муниципальных образований.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусматриваются такие формы межмуниципального сотрудничества, как совет, единое общероссийское объединение, межмуниципальные организации, заключение соглашений и договоров, объединение муниципальных образований.

Ассоциация «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» осуществляет свою деятельность с 2006 года в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ. Учредители Совета – все городские округа и муниципальные районы ХМАО-Югры.

В Ханты-Мансийском районе действует Порядок участия Ханты-Мансийского района в организациях межмуниципального сотрудничества, утвержденный решением Думы Ханты-Мансийского района от 04.10.2007 № 189.

Межмуниципальное сотрудничество как один из способов повышения эффективности муниципального управления предполагает заключение соглашений с муниципальными образованиями округа и других регионов в рамках развития социальной сферы, малого бизнеса и потребительского рынка, инновационное развитие и др.

Межмуниципальное сотрудничество должно основываться на следующих основных принципах:

1. Целенаправленность и системность. Выбор и обоснование целей, решение задач должны быть приняты в рамках реализуемой социально-экономической политики.

2. Баланс интересов. Общая позиция в решении межмуниципальных проблем и единство взглядов обеспечит эффективное взаимодействие в представлении общих интересов и решении идентичных проблем.

3. Инновационность. Использование современных способов управления и достижение инновационных результатов от реализации межмуниципальных проектов.



[1] Источник: Концепция «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утв. распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.08.2016 № 455-рп

[2] 5S+1 (Пять «С») - система эффективной организации рабочего места (рабочего пространства), основанная на визуальном контроле. Источник: Методические рекомендации по реализации проектов совершенствования и применению инструментов бережливого производства в органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, предприятиях с государственным и муниципальным участием.