• 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214
  • 8 (3467) 352800
  • office@hmrn.ru
Полная версия Версия для слабовидящих

1.1 Анализ основных показателей, тенденций, проблем и диспропорций, сложившихся в социально-экономическом развитии



Ханты-Мансийский район расположен в центральной части Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - (далее – ХМАО-Югры) на правом и левом берегу рек Обь и Иртыш. Административным центром района является г. Ханты-Мансийск.
Устав Ханты-Мансийского района принят решением Думы Ханты-Мансийского района от 25.05.2005 № 372 (с последними изменениями и дополнениями).
В состав Ханты-Мансийского района входят 12 сельских поселений и 30 населенных пунктов. Расстояние от г. Ханты-Мансийска до г. Сургута – 300 км, г. Пыть-Яха – 260 км, г. Тюмени – 680 км, г. Екатеринбурга – 1 000 км (через г. Тюмень) и 1 092 км (через города Югорск, Серов).[1] Из 30 населенных пунктов Ханты-Мансийского района круглогодичным автомобильным транспортным сообщением обеспечены шесть.

Минерально-сырьевые ресурсы
Основные данные [2]
• Объем добычи нефти в 2017 г. – 43 605,4 тыс. тонн.
- снижение 2017/2013 гг. – на 9 %
• Объем извлеченного природного газа в 2017 г. – 4 090,3 3 млн. м3
- темп роста 2017/2013 гг. – на 107 %
• Объем добычи песка в 2017 г. – 1 7 959,48 тыс. м3
- темп роста 2017/2013 гг. – в 1,5 раза

Ханты-Мансийский район располагает значительным природно-ресурсным потенциалом. На территории Ханты-Мансийского района имеются запасы углеводородного сырья, промышленные запасы строительного песка, глины, торфяные залежи.
Крупнейшим месторождением России по текущим запасам и по добыче нефти является Приобское месторождение, расположенное на территории Ханты-Мансийского района и обеспечивающее более 78 % добываемой в районе нефти (5% от всей добычи нефти в стране). На территории района также находится Правдинское нефтяное месторождение. В 2017 году введен в эксплуатацию пусковой комплекс Эргинского кластера, в который входят часть Приобского месторождения в пределах Эргинского лицензионного участка, Западно-Эргинское, Кондинское, Чапровское и Ендырское месторождения.
В районе сосредоточены запасы песчано-гравийных смесей и строительных песков. Кроме месторождений строительных материалов на территории района имеются запасы агрономического, химического сырья: месторождения торфа и сапропеля.

Экологическая ситуация 
Основные данные [3]
• Количество объектов, имеющих стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха в 2017 г. – 60 ед.
- темп роста 2017/2013 гг. – 125 %
• Объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в 2017 г. – 125,9 тыс. тонн
- снижение 2017/2013 гг. – на 22 %
• Доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в ХМАО-Югре в 2017 г. – 9 %
• Уловлено и обезврежено загрязняющих веществ от общего количества загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в 2017 г. – 0,6 %
• Текущие затраты, направленные на охрану окружающей среды, в 2017 г. – 1 847,9 млн. руб.
- темп роста 2017/2013 гг. – в 2,4 раза

Территория Ханты-Мансийского района испытывает существенную нагрузку на окружающую среду, связанную с природными особенностями территории, с деятельностью предприятий нефтяной промышленности, объектов жилищно-коммунального комплекса.
Ханты-Мансийский район находится в группе неблагополучных муниципальных районов ХМАО-Югры по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и занимает второе место после Нижневартовского района (Нижневартовский район – 9,8 т/чел., Ханты-Мансийский район – 6,3 т/чел.). Высокие показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух связаны, прежде всего, с активной деятельностью нефтегазовых предприятий на территории районов.
Основной задачей в сфере охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском районе является постоянный мониторинг состояния экологической ситуации, реализация комплекса природоохранных мероприятий, направленных на сохранение уникальных природно-ландшафтных комплексов – объектов культурного наследия Ханты-Мансийского района и ХМАО-Югры.
Рис1.JPG Выводы:
1. Низкая доля уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ от общего количества загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников (в 2017 г. – 0,6 %).
2. Высокий уровень загрязненности поверхностных вод р. Обь (в 2016 г. доля проб воды, неудовлетворительной по санитарно-химическим показателям – 89 %).
3. Земельные участки, предназначенные для комплексного развития территории, не обеспечены инженерными сетями коммунальной инфраструктуры.

Население и трудовые ресурсы, уровень жизни
Демографическая ситуация
Основные данные [4]
• Среднегодовая численность населения в 2017 г. – 19 862 чел.
    - снижение 2017/2013 гг. – на 1%,
в т.ч. по сельским поселениям:
• с.п. Горноправдинск – 5 058 чел. (25,5% от общей численности населения района)
    - снижение 2017/2013 гг. – на 2%,
• с.п. Луговской – 3 243 чел. (16,3 %)
    - темп роста 2017/2013 гг. – на 104%,
• с.п. Селиярово – 2 007 чел. (10,1%)
    - темп роста 2017/2013 гг. – 190%,
• с.п. Сибирский – 1 940 чел. (9,8 %)
    - темп роста 2017/2013 гг. – 141%,
• с.п. Шапша – 1 701 чел. (8,6%)
    - темп роста 2017/2013 гг. – 129%,
• с.п. Кедровый – 1 282 чел. (6,5%)
    - снижение 2017/2013 гг. – на 3%,
• с.п. Выкатной – 984 чел. (5,0%)
    - снижение 2017/2013 гг. – на 10%,
• с.п. Нялинское – 873 чел. (4,4%)
    - снижение 2017/2013 гг. – на 16%,
• с.п. Кышик – 862 чел. (4,3%)
    - темп роста 2017/2013 гг. – 107%,
• с.п. Красноленинский – 861 чел. (4,3%)
    - снижение 2017/2013 гг. – на 1%,
• с.п. Цингалы – 765 чел. (3,9%)
    - снижение 2017/2013 гг. – на 5%,
• с.п. Согом – 288 чел. (1,5%)
    - снижение 2017/2013 гг. – на 0,2%.
• Доля населения Ханты-Мансийского района в общей численности ХМАО-Югры в 2017 г. – 1,2%
• Число родившихся в 2017 г. – 213 чел.
    - снижение 2017/2013 гг. – на 30%,
• Число умерших в 2017 г. – 150 чел.
    - снижение 2017/2013 гг. – на 20%,
• Естественный прирост населения в 2017 г. – 63 чел.
    - снижение 2017/2013 гг. – на 46%,
• Общий коэффициент рождаемости в 2017 г. – 10,7 чел./1 000 чел.
    - снижение 2017/2013 гг. – на 29%,
• Общий коэффициент смертности в 2017 г. – 7,6 чел./1 000 чел.
    - снижение 2017/2013 гг. – на 17%,
• Коэффициент младенческой смертности в 2016 г. – 7,7 чел. на 1 000 родившихся живыми,
    - темп роста 2016/2013 гг. – в 2,3 раза,
• Коэффициент естественного прироста населения в 2017 г. – 3,1 чел./ 1000 чел.
    - снижение 2017/2013 гг. – на 47%,
• Численность постоянно проживающего населения в трудоспособном возрасте на начало 2018 г. – 12 242 чел.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 110%,
• Доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения на начало 2018 г. – 61,1%.

[1]Источник: Поисково-информационный сервис Яндекс.Карты (https://yandex.ru/maps).
[2]Источник: Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского района за 2013 г., 2017 г.
[3] Источники:
    1. Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ. База данных муниципальных образований. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm.
    2. Доклад Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры «Об экологической ситуации в ХМАО-Югре в 2016 году».
[4] Источники:
   1. Паспорт социально-экономического положения Ханты-Мансийского района в разрезе сельских поселений за 2012 – 2017 гг. (на 01.01.2013 – на 01.01.2018).
   2. Информационная система мониторинга и анализа социально-экономического развития ХМАО – Югры «Мониторинг Югра» http://www.monitoring.admhmao.ru.
Ханты-Мансийский район находится в группе небольших по численности населения муниципальных районов ХМАО-Югры (с долей не более 2% от общей численности населения округа), характеризующихся ростом численности постоянного населения на своей территории за прошедший год.
Рис2.JPG
Основная задача развития Ханты-Мансийского района заключается в преодолении имеющихся тенденций в демографических процессах и формировании благоприятных условий для улучшения демографической ситуации в районе. Необходимо обеспечить комфортные условия проживания путем создания социально-экономической среды, способной обеспечить потребности населения в полном объеме.
Выводы:
1. Отрицательная динамика среднегодовой численности населения.
2. По итогам 2017 года более 70% населения Ханты-Мансийского района проживают в пяти сельских поселениях.
3. Снижение числа родившихся и уровня рождаемости.
4. Снижение числа умерших и уровня смертности.
5. Высокая младенческая смертность в районе.
6. Снижение естественного прироста населения и коэффициента естественного прироста населения.
7. Малая роль естественных процессов воспроизводства населения в формировании демографической ситуации в районе.
8. Дисбаланс возрастной структуры населения: низкая доля населения в трудоспособном возрасте (менее 65%), высокая доля населения в возрасте старше трудоспособного (более 15%) и ее рост в рассматриваемом периоде (с 17,0% в 2013 году до 18,2 % в 2017 году).
9. Увеличение доли населения в трудоспособном возрасте.

Миграционная активность
Основные данные [5]
• Прибыло населения в 2017 г. – 1 355 чел.
- темп роста 2017/2013 гг. – 114%,
• Выбыло населения в 2017 г. – 1 055 чел.
- снижение 2017/2013 гг. – на 22%,
• Миграционный прирост (+)/ убыль (-) в 2017 г. – 300 чел.
• Коэффициент миграционного прироста (+)/убыли (-) в 2017 г. – 15,1 чел./1000 чел.

Ханты-Мансийский район относится к группе муниципальных районов, имеющих миграционный приток населения (или незначительную миграционную убыль) и сохраняющих положительную динамику роста численности населения.
Основная задача развития Ханты-Мансийского района заключается в сохранении и увеличении численности постоянного населения путем регулирования миграционных процессов, повышения уровня и качества жизни, инфраструктурного развития и благоустройства территории. Создание условий и механизмов привлечения, востребованных на рынке труда компетенций на постоянное место жительства в целях обеспечения роста и накопления человеческого капитала.
Выводы:
1. Нестабильность миграционных процессов: миграционный отток населения в 2013 – 2016 годах (790 человек), миграционный приток населения в 2017 году (300 человек).
2. Увеличение числа прибывших, снижение числа выбывших.
3. Положительное сальдо миграции в 2017 году.
4. Высокая интенсивность миграционных процессов в Ханты-Мансийском районе (5 – 7% от численности населения ежегодно).
Рис3.JPG
Трудовые ресурсы, занятость
Основные данные [6]
• Среднесписочная численность работников организаций в 2017 г. – 17 758 чел. [7]
    - темп роста 2017/2013 гг. – 119%,  
• Численность экономически активного населения в 2017 г. – 10 661 чел.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 114%,
• Численность занятого населения в экономике сельского поселения (всего) с учетом работающего населения в городской местности в 2017 г. – 10 373 чел.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 113%,
из них:
• Численность занятого населения в экономике сельского поселения – 7 534 чел. (73% от численности занятого населения),
    - темп роста 2017/2013 гг. – 108%
• Численность занятого населения в городской местности – 2 839 чел. (27%),
    - темп роста 2017/2013 гг. – 130%
• Численность не занятого населения трудоспособного возраста в 2017 г. – 2 498 чел.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 143%,
• Численность официально зарегистрированных безработных в 2017 г. – 194 чел.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 114%,
• Уровень зарегистрированной безработицы в 2017 г. – 0,97%.

Ситуация в сфере занятости в Ханты-Мансийском районе в 2017 году относительно стабильная и соответствует тенденциям, характерным для ХМАО-Югры в целом. Уровень безработицы в Ханты-Мансийском районе в 2017 году составил 0,97%, что выше среднего значения по ХМАО-Югре (0,49 %).
Рис4.JPG
Выводы:
1. Рост рынка труда в Ханты-Мансийском районе (среднесписочная численность работников организаций).
2. Значительная концентрация занятых в экономике в трех видах экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (62,9%), образование, деятельность профессиональная, научная и техническая (в сумме 80,3%).
3. Увеличение численности экономически активного населения.
4. Высокая доля численность занятого населения в экономике сельского поселения.
5. Рост численности и доли занятого населения в городской местности.
6. Существенный рост численности не занятого населения трудоспособного возраста.
7. Увеличение численности официально зарегистрированных безработных.
8. Уровень зарегистрированной безработицы (0,97% в 2017 году) выше среднего значения по ХМАО-Югре (0,49%).

Уровень жизни населения
Основные данные [5]
• Среднедушевые денежные доходы населения в 2017 г. – 71 494,5 руб.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 168%,
• Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (по крупным и средним организациям) в 2017 г. – 75 869,4 руб.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 136%,
• Численность пенсионеров, получающих государственную пенсию, на конец 2017 г. – 5 092 чел.
   - темп роста 2017/2013 гг. – 106%,
• Средний размер месячной пенсии всех категорий пенсионеров, получающих пенсию на общих основаниях, в 2017 г. – 19 257,5 руб.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 118%.

По итогам 2017 года Ханты-Мансийский район находится на 3 месте по размеру среднемесячной заработной платы работников (по крупным и средним организациям) среди рассматриваемых муниципальных районов ХМАО-Югры. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (по крупным и средним организациям) в Ханты-Мансийском районе выше среднеокружного значения на 12%, темп роста среднемесячной заработной платы также выше среднего значения по округу.
Развитие реального сектора экономики в первую очередь нефтедобычи, поддержка малого и среднего предпринимательства будут способствовать сохранению и созданию новых рабочих мест, привлечению и закреплению трудовых ресурсов на постоянной основе в район.
Рис5.JPG
Выводы:
1. Рост среднедушевых денежных доходов населения.
2. Рост среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций (по крупным и средним организациям), среднемесячная заработная плата работников в районе выше среднего размера по ХМАО-Югре.
3. Высокий уровень заработной платы у существенной доли работников, занятых в добыче полезных ископаемых.
4. Наличие разрыва между уровнем заработной платы работников различных отраслей и видов экономической деятельности (в 4,7 раза между максимальным и минимальным уровнем заработной платы в 2017 году, в 1,7 раза между уровнем заработной платы в добыче полезных ископаемых и средним значением по остальным видам экономической деятельности).
5. Увеличение среднемесячного размера пенсии всех категорий пенсионеров, получающих пенсию на общих основаниях.

Реальный сектор экономики
Основные данные [7]
• Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и
услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства) в 2017 г. – 366 712,7 млн. руб.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 148,0%.

[5] Источники:
   1. Паспорт социально-экономического положения Ханты-Мансийского района в разрезе сельских поселений за 2012 – 2017 гг. (на 01.01.2013 – на 01.01.2018).
   2. Информационная система мониторинга и анализа социально-экономического развития ХМАО- Югры «Мониторинг Югра» http://www.monitoring.admhmao.ru.
[6] Источники:
   1. Паспорт социально-экономического положения Ханты-Мансийского района в разрезе сельских поселений за 2012 – 2017 гг. (на 01.01.2013 – на 01.01.2018).
   2. Информационная система мониторинга и анализа социально-экономического развития ХМАО-Югры «Мониторинг Югра» http://www.monitoring.admhmao.ru.

[7] Источник: Федеральная служба государственной статистики. База данных показателей муниципальных образований http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm.
По сравнению с другими муниципальными районами ХМАО-Югры Ханты-Мансийский район характеризуется высоким среднедушевым значением объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), но темп роста показателя за 2016 – 2017 гг. не достиг среднего значения среди рассматриваемых муниципальных районов.
Доля Ханты-Мансийского района в суммарном объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства) ХМАО-Югры в 2017 году составила 8%.
Рис6.JPG
Промышленность
Основные данные [8]
• Отгружено товаров промышленного производства (без субъектов малого предпринимательства) в 2017 г. – 359 979,5 млн. руб.
- темп роста 2017/2013 гг. – 132,0%,
из них по видам деятельности:
o добыча полезных ископаемых – 356 426,5 млн. руб.
- темп роста 2017/2013 гг. – 132,3%,
o обрабатывающие производства – 1 329,0 млн. руб.
- снижение 2017/2013 гг. – на 18,9%,
o обеспечение электрической энергией, газом и паром; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 2 224,0 млн. руб.
- темп роста 2017/2013 гг. – 137,9%.

Основной объем отгруженной промышленной продукции (в 2017 году – 99,0%) в Ханты-Мансийском районе сформирован предприятиями, занятыми в сфере добычи полезных ископаемых. Большая часть продукции обрабатывающих производств представлена предприятиями топливно-энергетического комплекса, оказывающими услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию оборудования общего назначения нефтедобывающим предприятиям.
С целью содействия занятости жителей Ханты-Мансийского района необходимо принятие мер по созданию перерабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью: производство продуктов питания на основе местного сельскохозяйственного сырья, дикоросов, рыбопереработки и др.
Выводы:
1. Высокая доля добычи полезных ископаемых в структуре отгруженной продукции промышленного производства (в 2017 году – 99%).
2. Снижение объемов отгруженных товаров, выполненных работ и услуг обрабатывающими производствами.
3. Низкая доля обрабатывающих производств в структуре отгруженной продукции промышленного производства (в 2017 году – 0,4%).

Строительство
Основные данные
• Объем работ, выполненных собственными силами организаций
(без субъектов малого предпринимательства), по виду деятельности «Строительство» в 2017 г. [9] – 1 588,6 млн. руб.
- снижение 2017/2013 гг. – в 2 раза,
• Ввод жилья в 2017 г. [10]– 9,813 тыс. м²,
- снижение 2017/2013 гг. – на 42,0%,
• Незавершенное строительство на 01.01.2018 – 884,5 млн. руб.
- темп роста 2017/2013 гг.[10] – 135,1%.

Объем строительных работ, выполненных собственными силами организаций, на душу населения в Ханты-Мансийском районе в 2017 году составил 79,98 тыс. руб./чел., что на 25,4% ниже уровня 2016 года. По площади введенных в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования в 2017 году (430,5 м² на 1 000 чел.) Ханты-Мансийский район находится на третьем месте среди муниципальных районов ХМАО-Югры.
Рис7.JPG
В дальнейшей перспективе, наряду с плановыми объемами строительства и реконструкции объектов социальной сферы, жилищно-коммунального комплекса и дорожного хозяйства, приоритетным направлением будет жилищное строительство, в т. ч. индивидуальное жилищное строительство.
Выводы:
1. Снижение объема строительных работ.
2. Снижение объемов жилищного строительства.
3. Рост объема незавершенного строительства.

Сельское хозяйство, рыболовство, традиционные формы хозяйствования
Основные данные [10]
• Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2017 г. – 1 712,0 млн. руб.
    - темп роста 2017/2013 гг. – в 2,3 раза,
• Производство продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий в 2017 г.:
• мясо – 993 тонны
    - темп роста 2017/2013 гг. – 103,4%,
• молоко – 6 124 тонны
    - темп роста 2017/2013 гг. – 108,4%.
• Производство продуктов растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2017 г.:
• картофель – 6 210 тонн
    - снижение 2017/2013 гг. – на 21,5%,
• овощи – 3 675 тонн
    - темп роста 2017/2013 гг. – 129,8%,
• Вылов рыбы в 2017 г. – 4 545 тонн
    - темп роста 2017/2013 гг. – 164,4%.

Ханты-Мансийский район является лидером среди муниципальных районов ХМАО-Югры по объему производства сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. Доля Ханты-Мансийского района в общем объеме сельскохозяйственной продукции округа в 2016 году составила 12%.
Развитие агропромышленного комплекса в Ханты-Мансийском районе является одним из приоритетных направлений развития, которое позволит обеспечить эффективную занятость сельского населения. Для этого необходимо обеспечить отрасль современной материально-технической базой, квалифицированными кадрами, перерабатывающими мощностями, развивать закупочную деятельность и складское хозяйство.
Сохранение традиционных форм хозяйствования коренных малочисленных народов Севера должно сопровождаться внедрением современной техники и технологий, а также созданием производств по переработке продукции.
Выводы:
1. Увеличение производства продукции сельского хозяйства.
2. Рост производства продукции животноводства.
3. Рост производства овощей.
4. Рост объема вылова рыбы.
5. Недостаточное количество производств по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, дикоросов.
6. Недостаток квалифицированных кадров.
Рис8.JPG
[8] Источник: Федеральная служба государственной статистики. База данных показателей муниципальных образований http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm.
[9] Источник: Информационная система мониторинга и анализа социально-экономического развития ХМАО-Югры «Мониторинг Югра» http://www.monitoring.admhmao.ru.
[10] Источник: Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского района за 2013 – 2017 гг.
Малое и среднее предпринимательство, потребительский рынок
Основные данные [11]
• Число субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 г. – 445 единиц
    - снижение 2017/2013 гг. – на 39,6%,
• Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в 2017 г. – 1 118 чел.
    - снижение 2017/2013 гг. – на 30,9%,
• Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций – 6,3%,
• Оборот розничной торговли в 2017 г. – 2 276,7 млн руб.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 125,2 %
• Оборот общественного питания в 2017 г. – 332,5 млн руб.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 143,5%.

В Ханты-Мансийском районе в расчете на 10 тыс. чел. населения действует 244 субъекта малого и среднего предпринимательства, что ниже среднего значения среди других муниципальных районов ХМАО-Югры. За период 2016 – 2017 гг. прирост значения данного показателя в Ханты-Мансийском районе оказался самым невысоким среди муниципальных районов.
Рис9.JPG
Сфера деятельности малого предпринимательства района направлена на решение проблем занятости населения посредством создания новых рабочих мест, расширение ассортимента выпускаемой продукции и предлагаемых услуг, увеличение числа субъектов предпринимательства, рост налоговых поступлений.
Выводы:
1. Снижение субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Снижение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий.
3. Основная доля субъектов малого и среднего предпринимательства заняты в сфере розничной и оптовой торговли и оказании платных услуг.

Состояние деловой инфраструктуры
Основные данные
• Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства) в 2017 г. – 121 833,5 млн. руб. [12]
- темп роста 2017/2013 гг. – 153,6%,
- темп роста 2017/2013 гг. (в сопоставимых ценах) – 125,6%,
• Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя в 2017 г. – 6 114,4 млн. руб. [11]
- темп роста 2017/2013 гг. – 156,7%,
Рис10.JPG
Ханты-Мансийский район на протяжении анализируемого периода 2013 – 2017 гг. является лидером в округе по объему инвестиции в основной капитал организаций в расчете на душу населения (за счет всех источников финансирования). В 2017 году инвестиции в основной капитал организаций в расчете на душу населения (за счет всех источников финансирования) в Ханты-Мансийском районе составили 6 134,0 тыс. руб., темп роста 2017/2016 гг. – 109,9%.
Создание максимально благоприятных условий для начала и развития бизнеса, инвестирования, повышения конкурентоспособности является одной из главных задач экономической политики Ханты-Мансийского района.
Выводы:
1. Моноотраслевая направленность инвестиций в Ханты-Мансийском районе.
2. Рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.
3. Второе место Ханты-Мансийского района в рейтинге муниципальных образований ХМАО-Югры по обеспечению условий благоприятного инвестиционного климата и содействию развития конкуренции (по результатам 2016 года).
4. На территории района и автономного округа реализуется широкий комплекс по повышению инвестиционной привлекательности, развитию конкуренции и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Коммунальное хозяйство и инфраструктура
Структура и состояние жилищного фонда
Основные данные [13]
• Общая площадь жилищного фонда в 2017 г. – 441,8 тыс. м²
    - темп роста 2017/2013 гг. – 109,5%,
• Уровень обеспеченности населения жильем в 2017 г. – 22,1 м²/чел.
    - темп роста 2017/2013 гг. – 110,0%,
• Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в 2017 г. –
76,4 тыс. м²
    - темп роста 2017/2013 гг. – 134,0%,
• Объем ввода жилых домов в 2017 г. – 9,8 тыс. м²
    - снижение 2017/2013 гг. – на 42,0%,
• Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного всеми видами благоустройства, на конец 2016 г. – 23,7%,
• Число семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на конец 2017 г. – 388 ед.
    - снижение 2017/2013 гг. – на 22,0%,
• Доля освещенных частей улиц, проездов к общей протяженности в 2016 г. – 82,6 % [14].

Уровень обеспеченности жильем населения Ханты-Мансийского района составляет 22,1 м²/чел., что ниже среднего значения среди рассматриваемых муниципальных районов ХМАО-Югры. По темпу роста данного показателя Ханты-Мансийский район также находится на уровне ниже среднего среди муниципальных районов ХМАО-Югры.
Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в Ханты-Мансийском районе в 2017 году составила 26,1 % (в 2013 г. – 14,1 %) [15] . Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в Ханты-Мансийском районе, по сравнению с другими муниципальными районами округа, самая высокая, что негативно характеризует Ханты-Мансийский район.
Рис11.JPG
Основными задачами Ханты-Мансийского района являются улучшение жилищных условий и повышение уровня жилищной обеспеченности жителей района, ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, повышение уровня благоустройства дворовых территорий и территорий общего пользования.
Выводы:
1. Уровень обеспеченности жильем населения ниже среднего значения среди муниципальных районов ХМАО-Югры.
2. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда – самая высокая среди муниципальных районов ХМАО-Югры.
3. Низкий уровень благоустройства жилищного фонда.
4. Низкий уровень благоустройства дворовых территорий.
5. Рынок жилой недвижимости Ханты-Мансийского района представлен в основном вторичным жильем.
6. Большинство предложений на рынке жилой недвижимости сосредоточены в 1 – 2 населенных пунктах района.

Энергетическая и коммунальная инфраструктура
Основные данные[16]
• Протяженность сетей электроснабжения в 2017 г. – 745,7 км.
- снижение 2017/2013 гг. – на 2,1%,
• Протяженность сетей газоснабжения в 2017 г. – 211 км.
- темп роста 2017/2013 гг. – 101%,
• Число источников теплоснабжения в 2017 г. – 29 ед.
• Протяженность сетей теплоснабжения в 2017 г. – 52,63 км.
• Доля ветхих сетей в общей протяженности сетей теплоснабжения в 2017 г. – 30,4%,
• Одиночное протяжение уличной сети водоснабжения в 2017 г. – 68,4 км.
• Одиночное протяжение уличной сети водоснабжения, требующих замены в 2017 г., – 23,4%,
• Одиночное протяжение уличной канализационной сети в 2017 г. – 25,6 км
• Доля ветхих сетей в общей протяженности канализационных сетей в 2017 г. – 3%, 

[11]Источник: Информационная система мониторинга и анализа социально-экономического развития ХМАО-Югры «Мониторинг Югра» http://www.monitoring.admhmao.ru.
[12]Источник: Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского района за 2013 – 2017 гг.
[13]Источники:
   1. Доклад Главы Ханты-Мансийского района о достигнутых значениях для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Ханты-Мансийский район» за 2017 год и планируемых значениях на 3-летний период за 2017 год
   2. Паспорт муниципального образования Ханты-Мансийский район, размещенный на Интернет-портале «Мониторинг Югра» http://www.monitoring.admhmao.ru
   3. Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского района за 2017 год
[14]Источник: База данных показателей муниципальных образований Росстата http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm
[15]Источник:Паспорт муниципального образования Ханты-Мансийский район, размещенный на Интернет-портале «Мониторинг Югра» http://www.monitoring.admhmao.ru
[16]Источники:
   1. База данных показателей муниципальных образований Росстата http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm
   2. Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского района за 2017 год
   3. Паспорт социально-экономического положения Ханты-Мансийского района в разрезе сельских поселений за период 2013 - 2017 гг.
Основной стратегической задачей в сфере энергетической и коммунальной инфраструктуры является повышение доступности для населения качественных коммунальных услуг на всей территории Ханты-Мансийского района. В целях повышения качества и надежности предоставляемых услуг необходима разработка и реализация мероприятий по новому строительству и модернизации сооружений и сетей инженерно-технического обеспечения.
Выводы:
1. Неполный охват населения доступом к услугам централизованных систем коммунальной инфраструктуры.
2. Высокий уровень износа сетей и оборудования систем коммунальной инфраструктуры, что приводит к значительным потерям при передаче энергоресурсов.
3. Наличие населенных пунктов с децентрализованным электро- и газоснабжением.
4. Высокий уровень тарифов на коммунальные ресурсы.
5. Негативное воздействие на окружающую среду в связи с отсутствием на территории ряда поселений очистных сооружений канализации и полигонов твердых бытовых отходов.

Транспортная инфраструктура
Основные данные
• Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2017 г. – 206,1 км.
• Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в 2017 г. – 73,7 км.
- темп роста 2017/2013 гг. – 174,2%,
• Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым усовершенствованным покрытием в 2017 г. – 25,6 км.
- темп роста 2017/2013 гг. – 191,0%,
• Протяженность зимних автомобильных дорог межмуниципального значения в 2017 г. – 433,7 км
• Количество населенных пунктов, не обеспеченных круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования, – 24 ед. (80%)
• Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром муниципального района, – 38,9%,

Основными целями Ханты-Мансийского района являются обеспечение сбалансированного развития транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями экономики, обеспечение доступности и повышение качества транспортных услуг населению и организациям Ханты-Мансийского района.
Выводы:
1. Отсутствие круглогодичной транспортной связи между населенными пунктами района. Наличие зависимости от погодных условий.
2. Высокий уровень износа и недостаток транспортных средств, вызванные низкими темпами обновления пассажирского парка.
3. Убыточность и субсидируемость пассажирских перевозок автомобильного, водного и воздушного транспорта с малым пассажиропотоком.

Тенденции в развитии отраслей социальной сферы и гражданского общества
Образование
Основные данные
• Дошкольные образовательные учреждения (муниципальные) – 15 ед.
• Численность воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте 1 – 6 лет в 2017 г. – 1 082 чел.
- снижение 2017/2013 гг. – на 1%,
• Доля детей в возрасте 1 – 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет в 2017 г. – 64%,
• Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в 2017 г. – 20%,
• Общеобразовательные учреждения в 2017 г. – 23 ед.
• Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в 2017 г. – 2 106 чел.
- темп роста 2017/2013 гг. – 104%,
• Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в 2017 г. – 100%.
• Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2017 г. – 93,5%,
• Доля общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в 2017 г. – 25%,
• Учреждения дополнительного образования – 1 ед.
• Численность детей, получающих дополнительное образование на базе учреждений дополнительного образования, в 2017 г. – 1 540 чел.
- снижение 2017/2013 гг. – на 4%,
• Удельный вес детей в возрасте 5 – 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию, в 2017 г. – 74,3%,
• Объем платных услуг, оказанных учреждениями образования в
2017 г. – 13 625,2 тыс. руб.
- темп роста 2017/2013 гг. – 102%.

В 2017 году число мест в дошкольных образовательных учреждениях, приходящихся на 1 000 детей дошкольного возраста, в Ханты-Мансийском районе составило 1 189 ед. (выше среднего по ХМАО-Югре). Доля учащихся в общеобразовательных учреждениях района, занимающихся в одну смену (100 %) выше среднего значения по ХМАО-Югре (80%).
Рис12.JPG
Основной задачей в рамках инновационной и экспериментальной деятельности образовательных учреждений является реализация современной инновационной модели образования, обеспечивающей дальнейшее повышение качества и доступности образовательного процесса, а также укрепление физического здоровья учащихся, развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений.
Выводы:
1. Дефицит молодых и квалифицированных кадров.
2. Недостаточный уровень материально-технической базы учреждений системы образования.
3. Требуется проведение капитального ремонта, реконструкции зданий (высокий уровень износа образовательных учреждений: ДОУ – 25 %, МКОУ – 20 %).
4. Высокая доля образовательных учреждений, соответствующих современным требованиям образования (93,5%).
5. Рост объема платных образовательных услуг с 2013 – 2017 гг. на 2%.
6. Высокий уровень удовлетворенности качеством услуг, оказываемых образовательными организациями района.
7. Необходимо внедрение инновационных методик и форм обучения в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
8. Обеспечение доступности объектов образовательной системы для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Здравоохранение
Основные данные
• Государственные учреждения здравоохранения – БУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская районная больница»:
- участковые больницы – 4 ед.;
- поликлиника – 1 ед.;
- амбулатория – 2 ед.;
- фельдшерско-акушерские пункты – 19 ед.
• Обеспеченность населения больничными койками в 2017 г. – 57,2 койки на 10 тыс. чел. (42% от норматива)
• Количество больничных коек в больничных учреждениях в 2017 г. – 113 ед.
- снижение 2017/2013 гг. – на 11%,
• Обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями в 2017 г. – 53,5 посещений в смену на 10 тыс. чел.
(29% от норматива)
• Численность врачей всех специальностей в 2017 г. – 49 чел.
- темп роста 2017/2013 гг. – 100%,
• Обеспеченность населения врачами в 2017 г. – 24,7 чел. на 10 тыс. чел. (60% от норматива)
• Численность среднего медицинского персонала в 2016 г. – 232 чел.
- снижение 2017/2013 гг. – на 57%,
• Обеспеченность населения средним медицинским персоналом в
2017 г. – 116,8 чел. на 10 тыс. чел. (в 2 раза выше норматива).
Ханты-Мансийский район можно отнести к группе недостаточно развитых территорий, по которым только один показатель из четырех соответствует нормативам обеспеченности в здравоохранении. При этом, в Ханты-Мансийском районе более пристальное внимание необходимо уделить обеспечению врачебными кадрами, в первую очередь, узкими специалистами.
Рис13.JPG
Основная задача развития Ханты-Мансийского района в сфере здравоохранения заключается в формировании системы, обеспечивающей доступность и высокое качество медицинской помощи в соответствии с потребностями населения и внедрение инновационных методов в медицине, а также развитие предиктивно-превентивной медицины.
Выводы:
1. Высокий уровень обеспеченности медицинским персоналом (в 2 раза выше норматива).
2. Недостаточный уровень обеспеченности врачами в лечебных учреждениях (на 40% ниже нормативного значения).
3. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 71 % ниже нормативного значения.
4. Низкий уровень обеспеченности населения больничными койками (ниже норматива на 58 %).

Культура
Основные данные
• Число публичных (общедоступных) библиотек в 2017 г. – 2 ед.
• Структурные подразделения (филиалы) библиотек в 2017 г. – 24 ед.
• Число учреждений культурно-досугового (клубного) типа в 2017 г. – 12 ед.
• Количество домов культуры в 2017 г. – 25 ед. (12 юридических лиц, 13 структурных подразделений юридических лиц)
• Число клубных формирований в 2017 г. – 225 ед.
- темп роста 2017/2013 гг. – 109%,
• Число участников самодеятельных коллективов и клубных формирований в 2017 г. – 2 642 чел.
- снижение 2017/2013 гг. – на 2%,
• Число музеев, находящихся в ведении управления культуры, в 2017 г. – 0 ед.
• Число музеев, являющихся структурными подразделениями общеобразовательных организаций, в 2017г. – 12 ед. (не являются юридическими лицами)
• Объем поступлений от оказания платных услуг уставной деятельности учреждений культурно-досугового типа в 2017 г. – 617,0 тыс. руб.
- снижение 2017/2013 гг. – на 47%,
Рис14.JPG
По уровню обеспеченности учреждениями культурно-досугового типа Ханты-Мансийский район находится существенно выше среднеокружного уровня, при этом по уровню обеспеченности населения общедоступными библиотеками превышает показатели обеспеченности по муниципальным образованиям ХМАО-Югре, что положительно характеризует сложившуюся ситуацию в области культуры Ханты-Мансийского района.
В целях духовно-нравственного воспитания населения Ханты-Мансийского района необходимо развитие и укрепление материально-технической базы учреждений культуры, обеспечение их доступности, поддержка развития разножанровых профессиональных и самодеятельных коллективов, а также воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции.
Выводы:
1. Недостаточный уровень развития материально-технической базы (потребность в капитальном ремонте, недостаток площадей, потребность в оснащении и обновлении инструментов, оборудования, костюмов и др.).
2. Уровень износа зданий – 52%.
3. Нехватка квалифицированных кадров.
4. Отсутствие жилья для молодых специалистов.
5. Рост основных показателей деятельности учреждений культуры.
6. Высокий уровень удовлетворенности населения услугами, оказывающими учреждениями культуры (более 95%).
7. Снижение объема поступлений от оказания платных услуг уставной деятельности учреждений культурно-досугового типа в 2013 – 2017 гг. на 47%.

Спорт
Основные данные
• Доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности населения в 2017 г. – 38%,
• Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся в 2017 г. – 71,9%,
• Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности в 2017 г. – 69%,
• Количество спортивных залов в 2017 г. – 23 ед.,
• Обеспеченность населения спортивными залами в 2017 г. – 87,1% от норматива,
• Количество плавательных бассейнов в 2017 г. – 1 ед.,
• Обеспеченность населения плавательными бассейнами в 2017 г. – 4% от норматива,
• Количество плоскостных спортивных сооружений в 2017 г. – 34 ед.,
• Обеспеченность населения плоскостными сооружениями в 2017 г. – 66,4% от норматива.
• Численность тренерско-преподавательского состава в 2017 г. –
23 чел. (45% от норматива),
• Численность туристов в 2017 г. – 17 850 чел.,
- темп роста 2017/2013 гг. – в 3,2 раза.

Среди муниципальных районов ХМАО-Югры Ханты-Мансийский район имеет высокий уровень обеспеченности основными массовыми видами спортивных сооружений, который, в свою очередь, сложился выше среднего по ХМАО-Югре. Однако показатели обеспеченности спортивными залами и плоскостными сооружениями в Ханты-Мансийском районе ниже нормативных: обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями – 66,4%, спортивными залами – 87,1%.

Рис15.JPG
В целях дальнейшего развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском районе необходимо расширение сети учреждений физической культуры и спорта в соответствии с нормативными требованиями и потребностями населения, пропаганда здорового образа жизни, а также укрепление материально-технической базы спортивных учреждений.

Туризм
Ханты-Мансийский район обладает большим потенциалом для развития этнографического, сельского, экологического туризма (наличие особо охраняемых территорий, природно-ландшафтные комплексы, общины коренных малочисленных народов Севера и др.). С целью развития приоритетного направления развития района при главе Ханты-Мансийского района создан консультационный совет по туризму, заключено соглашение о сотрудничестве с Некоммерческим партнерством «Союз турпредприятий Югры».
Для развития туризма, как одного из приоритетных направлений развития района, необходима поддержка субъектов малого бизнеса, оказывающих услуги в сфере туризма, дальнейшее развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы организаций, оказывающих туристские услуги.

Выводы:
1. Относительно высокий уровень обеспеченности спортивными залами и плоскостными сооружениями (выше среднего по ХМАО-Югре на 18% и 49% соответственно).
2. Низкая доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности населения в 2017 г. – 38%.
3. Низкий уровень обеспеченности населения плавательными бассейнами (4% от норматива).
4. Высокий уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта – 70%.
5. Несоответствие материальной базы современным требованиям и потребностям.
6. Низкий уровень оснащения учреждений средствами пожарной и антитеррористической безопасности
7. Нехватка квалифицированных кадров в учреждениях физической культуры и спорта, в т. ч. кадров тренерско-преподавательского состава.
8. Рост численности туристов за период 2013 – 2017 гг. в 3,2 раза.
9. Наличие у района потенциала по развитию различных направлений туризма.
Социальная политика
Основные данные
• Численность получателей мер социальной поддержки в 2017 г. –
6 737 чел.
- снижение 2017/2013 гг. – на 28%,
• Доля получателей мер социальной поддержки в общей численности населения Ханты-Мансийского района в 2017 г. – 34%,
• Среднемесячный размер назначенных пенсий в 2017 г. – 19 400,3 руб.
- темп роста 2017/2013 гг. – 127%,
• Объем выплаченных пособий по безработице в 2017 г. – 10,98 млн. руб.
- темп роста 2017/2013 гг. – 100%,
• Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2017 г. – 109 чел.,
• Размер финансовых средств, направленных на реализацию социальной политики, в 2017 г. – 60 млн. руб.,
- снижение 2017/2013 гг. – на 65%,

Основной задачей социальной поддержки населения является реализация мероприятий, направленных на повышение социального благополучия незащищенных слоев населения, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность социально ориентированных организаций, формирование условий для организации досуга и отдыха граждан старшего возраста, их вовлечение в различные виды деятельности (физкультурно-оздоровительную, туристскую и культурную и др.).
Выводы:
1. Снижение объема финансирования социальной политики в 2013 – 2017 гг. – на 65%.
2. Нагрузка на социальные службы (доля лиц-получателей поддержки в 2017 г. – 34% в общей численности населения).
3. Средний размер назначенных пенсий в Ханты-Мансийском районе
ниже среднего показателя по ХМАО-Югре на 3%.
4. Недостаточный уровень развития информационно-коммуникационных технологий, необходим переход на оказание услуг в электронном виде.
5. Повышение уровня компьютерной грамотности населения пенсионного и предпенсионного возраста.

Молодежная политика
Основные данные
• Численность молодежи (население в возрасте от 14 до 30 лет) в 2017 г. – 4 390 чел. (22 % от общей численности населения)
- снижение 2017/2013 гг. – на 2%,
• Доля населения, вовлеченного в социально-активную деятельность, от общего количества молодежи в 2017 г. – 43%,
• Численность молодежи, занимающейся волонтерской и добровольческой деятельностью, в 2017 г. – 450 чел.,
• Количество организаций в сфере молодежной политики – 3 ед.,
• Количество мероприятий в сфере молодежной политики в 2017 г. –
11 ед.,

Реализация молодежной политики Ханты-Мансийского района должна быть направлена на создание эффективной системы самореализации и развития творческого и интеллектуального потенциала молодежи, гражданско-патриотической активности молодежи и формирование здорового образа жизни.
Выводы:
1. Снижение численности молодежи, проживающей в районе, особенно в наиболее продуктивном для профессионального и социального становления человека возрасте (от 16 до 25 лет).
2. Недостаточный охват молодежи в мероприятиях, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.
3. Дефицит молодых и квалифицированных кадров, работающих с молодежью.
4. Недостаточный уровень материально-технической базы учреждений.
5. Отсутствие районного молодежного учреждения, позволяющего в полной мере удовлетворить потребности молодежи.

Коренные малочисленные народы Севера
Основные данные
• Численность населения из числа коренных малочисленных народов Севера в 2017 г. – 2 349 чел. (12% от общей численности населения)
- темп роста 2017/2013 гг. – 105%,
• Количество мероприятий, направленных на сохранение и развитие культуры коренных малочисленных народов Севера, в 2017 г. – 80 ед.
Основной задачей развития коренных малочисленных народов Севера является сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни, форм хозяйствования и культурных ценностей, а также оказание поддержки деятельности общин.
Выводы:
1. Увеличение числа рожденных детей из числа коренных малочисленных народов Севера.
2. Реализация комплекса мер поддержки коренных малочисленных народов Севера.
3. На базе общин коренных малочисленных народов Севера активно развивается этнотуризм.

Гражданское общество
Общие данные
• Количество некоммерческих организаций в 2017 г. – 55 ед.
• Количество социально значимых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, реализованных за счет субсидий из бюджета района, в 2017 г. – 32 ед.
• Численность населения, принимающего участие в социально значимых проектах, в 2017 г. – 34%.

Повышение роли институтов гражданского общества в решении социально значимых задач возможно за счет расширения взаимодействия некоммерческих организаций и органов власти, реализации социально значимых проектов, а также повышение активности населения в решении и реализации стратегических задач развития района.

Выводы:
1. Дефицит высококвалифицированных кадров в социально ориентированных некоммерческих организациях.
2. Недостаточный уровень материально-технической базы социально ориентированных некоммерческих организаций.
3. Низкий уровень информационного обеспечения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Динамика доходов и расходов местного бюджета
Основные данные
• Исполнение бюджета по доходам за 2017 г. – 3 769,0 млн. руб.
- снижение 2017/2013 гг. – на 11,9%,
• Исполнение бюджета по расход за 2017 г. – 3 554,9 млн. руб.
- снижение 2017/2013 гг. – на 19,6%,
• Результат исполнения бюджета в 2017 г. – профицит 214,1 млн. руб.
- темп роста 2017/2013 гг. – в 13 раз.

В Ханты-Мансийском районе сформирована правовая основа долгосрочного бюджетного планирования, в соответствии с которой подготовка бюджета осуществляется в «программном» формате.
Выводы:
1. Тенденция снижения общих доходов бюджета с 4 216,6 млн. руб. в 2013 году до 3 769,0 млн. руб. в 2017 году.
2. Тенденция снижения доли налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов бюджета с 43,8% в 2013 году до 37,7% в 2017 году.
3. Высокая зависимость от вышестоящего бюджета (более 62,3% доходов в бюджете формируется за счет безвозмездных поступлений).
4. В структуре финансовой помощи районному бюджету за период 2016 – 2017 гг. большее значение приобретают не дотации, направления расходования которых определяются самим муниципалитетом, а субсидии (долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах).