Информация о достижении наилучших значений показателей оценки
эффективности деятельности органов местного самоуправления
Ханты-Мансийского района за 2022 год
В целях реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря
2012 года № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации» от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», распоряжения Правительства автономного округа от 15 марта 2013 года № 92-рп «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Департаментом экономического развития автономного округа ежегодно осуществляется оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2022 год отражены в распоряжении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 июля 2023 года
№ 517-рп «О сводном докладе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2022 год и распределения грантов городским округам и муниципальным районам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, достигшим наилучших значений показателей эффективности деятельности».
Комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа проведена с учётом рейтинга по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции и рейтинга по СОНКО.
По результатам комплексной оценки Ханты-Мансийский район среди 22 муниципальных образований Югры занял 6 место (2022 год – 4 место).
№ п/п |
Наименование муниципального образования |
Комплексная оценка |
|
коэффициент |
место |
||
1. |
Ханты-Мансийск |
0,7788 |
1 |
2. |
Белоярский |
0,7242 |
2 |
3. |
Сургутский |
0,7228 |
3 |
4. |
Покачи |
0,6897 |
4 |
5. |
Когалым |
0,6765 |
5 |
6. |
Ханты-Мансийский |
0,6697 |
6 |
7. |
Кондинский |
0,6371 |
7 |
8. |
Урай |
0,6174 |
8 |
9. |
Октябрьский |
0,5967 |
9 |
10. |
Нефтеюганский |
0,5949 |
10 |
11. |
Радужный |
0,5726 |
11 |
12. |
Лангепас |
0,5319 |
12 |
13. |
Нижневартовск |
0,5269 |
13 |
14. |
Березовский |
0,5232 |
14 |
15. |
Нижневартовский |
0,5032 |
15 |
16. |
Сургут |
0,4742 |
16 |
17. |
Югорск |
0,4321 |
17 |
18. |
Нефтеюганск |
0,4087 |
18 |
19. |
Пыть-Ях |
0,3746 |
19 |
20. |
Нягань |
0,3532 |
20 |
21. |
Советский |
0,3118 |
21 |
22. |
Мегион |
0,2850 |
22 |
Лидирующие позиции (1-5 места) Ханты-Мансийский район достиг по следующим показателям, характеризующим уровень муниципального управления (19 из 40):
1. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций – 5 место.
Увеличение доли среднесписочной численности обусловлено увеличением численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий на 6% за счет роста количества самозанятых граждан.
2.Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя – 2 место.
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям по оценке за 2022 год сложился в объеме
231 779,5 млн. рублей или 124,4% в сопоставимых ценах к уровню
2021 года.
Основную долю в структуре инвестиций занимают собственные средства предприятий – 80,6%, доля привлеченных средств составляет 19,4%.
Создание условий для благоприятного инвестиционного климата на территории Ханты-Мансийского района
Работа над созданием комфортной среды для инвесторов
в районе ведется не первый год:
разработан и ежегодно обновляется инвестиционный паспорт района, в котором представлены приоритетные инвестиционные направления, характеристика основных показателей развития и оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
разработана Инвестиционная декларация района, которая устанавливает принципы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами инвестиционной деятельности, а также гарантии соблюдения прав инвесторов при реализации проектов;
формируется ежегодное инвестиционное послание главы
Ханты-Мансийского района, определяющее основные направления деятельности органов власти в вопросе привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов;
функционирует инвестиционный совет – постоянно действующий совещательный орган, на заседаниях которого рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при реализации инвестиционных проектов;
внедрены алгоритмы действий инвестора по получению разрешительной документации, актуализирована информация на инвестиционной карте автономного округа;
на официальном сайте функционирует инвестиционный портал Ханты-Мансийского района, в котором размещена информация о социально-экономическом развитии, инвестиционном климате, свободных площадках и земельных участках, планируемых и реализуемых инвестиционных проектах. Кроме того, на сайте района посредством канала прямой связи инвесторы могут обратиться к руководству муниципального образования с вопросами и предложениями.
Начиная с 2019 года в районе реализуется (планируется к реализации) 53 инвестиционных проекта со сроком реализации
2019 – 2030 годы и общим объемом инвестиций более одного миллиарда рублей в проекты, не связанные с добычей углеводородного сырья.
В результате их реализации к 2030 году будут созданы не менее 500 рабочих мест.
На инвестиционной карте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры размещена информация о наличии на территории района
57 инвестиционных площадок различного назначения (промышленные площадки, земельные участки, обеспеченные градостроительной документацией и предлагаемые для реализации инвестиционных проектов).
Приоритетными инвестиционными направлениями в районе
на среднесрочную перспективу являются: агропромышленное производство, деревообработка, хлебопекарное производство, туризм, придорожный сервис, жилищное строительство, строительство объектов социального назначения, инфраструктурные проекты, направленные на улучшение качества дорог, связи, энергоресурсов, объектов ЖКХ, объектов торговли, общественного питания.
3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций – 5 место.
Темп роста заработной платы работников крупных и средних организаций в 2022 году к уровню предыдущего года составил 115,5%. Положительная динамика обусловлена ежегодным увеличением минимального размера оплаты труда, а также выполнением мероприятий, обозначенных в Указах Президента РФ № 597 и № 761, что способствует росту уровня заработной платы в целом.
Кроме того, основополагающим фактором роста оплаты труда работников крупных и средних предприятий района является топливно-энергетический комплекс. Уровень заработной платы по разделу «Добыча полезных ископаемых» в 2022 году составил более 117,8 тыс. рублей.
4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений – 5 место.
5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений – 1 место.
6. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта – 2 место.
Рост заработной платы в учреждениях социальной сферы обусловлен исполнением Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
7. Доля детей в возрасте 1 – 6 лет, стоящих на учете
для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет – 1 место.
В 2022 году доля детей в возрасте 1 – 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет составила 0%.
Муниципальная система дошкольного образования представлена
10 дошкольными образовательными учреждениями. Обеспеченность местами в учреждениях – 126%.
В районе, в дошкольных образовательных учреждениях имеется 1 320 мест, численность детей, получающих дошкольную образовательную услугу – 824 человека. Доступность дошкольного образования 100%.
8. Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений – 1 место.
Муниципальные дошкольные образовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, на территории Ханты-Мансийского района, отсутствуют.
В рамках реализации программы «Развитие образования
в Ханты – Мансийском районе» регулярно выполняются капитальные и текущие ремонты учреждений образования, кроме того, показатель, достигнут за счет целенаправленной работы по текущему содержанию зданий, близлежащей территории, бережному отношению к имуществу.
9. Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 4 место.
В соответствии с данными, доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях составила в 2022 году 90,7%,
по сравнению с отчетным периодом 2021 года отмечается рост показателя на 3 процентных пункта (87,7%).
Реализуются мероприятия, способствующие увеличению доли детей первой и второй групп здоровья в общей численности, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях:
разработаны программы по формированию здорового образа жизни
и полноценного физического развития обучающихся;
осуществляется вакцинация против острой респираторной вирусной инфекции, гриппа, в том числе новой коронавирусной инфекции (Covid-19), сотрудников и обучающихся образовательных организаций;
образовательными организациями обеспечивается реализация санитарно-противоэпидемических мероприятий (утренний фильтр, дезинфекционный режим, проветривание и влажная уборка помещений, обеззараживание воздуха помещений, витаминизация пищи);
своевременно исполняются предписания Роспотребнадзора.
Основные направления работы по здоровьесбережению детей предусматривают организацию в образовательных учреждениях санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, физического воспитания, лечебно-профилактической работы, питания; диспансерное наблюдение за детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья; пропаганду здорового образа жизни; обучение гигиеническим навыкам детей, родителей и педагогов, реализацию программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Ежегодно в период летних каникул осуществляют свою деятельность лагеря с дневным пребыванием детей на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа – Мансийского района».
Ежегодно, в целях организации отдыха детей и их оздоровления администрацией Ханты-Мансийского района организуется выезд детей за пределы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
10. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 1 место.
100% обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях района занимаются в первую смену.
11. Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 1 место.
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2022 году составили
651,7 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 12%. Увеличение расходов обусловлено индексацией нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
12. Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры – 1 место.
На территории Ханты-Мансийского района отсутствуют муниципальные учреждения культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.
В рамках реализации программы «Культура Ханты-Мансийского района» регулярно выполняются капитальные и текущие ремонты учреждений культуры, кроме того, показатель, достигнут за счет целенаправленной работы по текущему содержанию зданий, близлежащей территории, бережному отношению к имуществу.
13. Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности
обучающихся – 1 место.
В 2022 году доля обучающихся, систематически занимающегося физической культурой и спортом составила – 100%, увеличившись, по сравнению с 2021 годом на 16,8 процентных пункта (83,2%).
Увеличение показателя связано с:
ростом числа обучающихся, систематически занимающихся физкультурой и спортом на 606 человек;
реализацией комплекса мер по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на территории Ханты-Мансийского района по всем возрастным группам;
увеличением количества спортивно – массовых мероприятий, в рамках работы спортивных семейных клубов в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского района.
14. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, всего, в том числе введенная в действие за 1 год – 4 место.
В 2022 году общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя составила 23,7 кв. метров, в том числе 0,8 кв. метров введено в действие за год.
Улучшение жилищных условий жителей Ханты-Мансийского района осуществляется в рамках реализации двух муниципальных программ:
«Подготовка перспективных территорий для развития жилищного строительства Ханты-Мансийского района»;
«Улучшение жилищных условий жителей Ханты-Мансийского района».
По предварительным данным объем жилищного фонда
Ханты-Мансийского района по состоянию на 1 января 2023 года составляет 460 тыс. кв. метров.
Плановые показатели по вводу жилья, доведенные Правительством Югры (15 500 кв. метров) были достигнуты и составили 15 627 кв. метров.
В 2022 году улучшили жилищные условия 155 человек из числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 1 086 человек.
15. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. человек населения, всего, в том числе земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства – 1 место.
В 2022 году площадь земельных участков, предоставленных для строительства – 2 905,5 гектаров, по отношению к 2021 году показатель увеличился на 3,1%.
На период 2023 – 2024 годы будет прослеживаться тенденция к сохранению уровня предоставления земельных участков для жилищного строительства, возможно небольшое снижение. Это связано с внесением изменений в процедуру проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков. С 01.03.2023 аукционы по земельным участкам, в том числе для жилищного строительства проводятся исключительно в электронном виде на электронной торговой площадке. Для участия в электронных аукционах физическим и юридическим лицам необходимо будет получить электронную подпись для торгов и пройти регистрацию в единой информационной системе, где объявлен аукцион в электронной форме. Подача заявки на аукцион, внесение задатка и участие в электронном аукционе происходит в электронном виде на электронной площадке. Следовательно, участникам аукциона нужен надежный интернет, хорошая компьютерная техника, а также навыки для работы с компьютером. Что может привести к снижению количества, желающих в первые годы нововведений.
16. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию – 1 место.
Значение показателя равно нулю.
Земельные участки предоставляются по результатам торгов в аренду: для жилищного строительства сроком на 1 год, для иных объектов капитального строительства сроком до 3 лет.
17. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) – 2 место.
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования за 2022 год сложилась в объёме 62,6% (за 2021 год – 63,8%).
В целях увеличения доходной части бюджета района в 2022 году:
1. Проведена работа по взысканию дебиторской задолженности,
в том числе по арендной плате за земельные участки, от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.
2. Дополнительно передано в аренду движимое, недвижимое имущество и земельные участки, заключены договоры по продаже права аренды земельных участков.
3. Проводилась претензионно-исковая работа в отношении исполнителей муниципальных контрактов.
4. Получены средства в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Ханты-Мансийского района.
5. Получены средства от инициативных проектов, реализуемых на территории Ханты-Мансийского района.
18. Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года
по полной учетной стоимости) – 1 место.
Организации муниципальной формы собственности, находящиеся в стадии банкротства, отсутствуют.
19. Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах – 4 место.
В 2022 году в Ханты-Мансийском районе сложилась благоприятная ситуация в части показателей потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах. По сравнению с 2021 годом наблюдается снижение потребления электрической энергии на 9% и тепловой энергии на – 42,9%. Снижение показателя достигнуто за счет проводимых мероприятий по муниципальной целевой программе «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском районе».
В рамках реализации программы в полном объеме выполнены работы по мероприятиям «Капитальный ремонт систем теплоснабжения», «Приобретение резерва материально-технических ресурсов для устранения неисправностей и аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского района». Кроме того, с 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации, появилось определение двух категорий жилья – многоквартирный дом и дом блокированной застройки, что привело к снижению общей площади многоквартирных домой.