О результатах мониторинга эффективности деятельности
органов местного самоуправления администрации
Ханты-Мансийского района за 2020 год
В целях реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации» от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», распоряжения Правительства автономного округа от 15 марта 2013 года № 92-рп «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Департаментом экономического развития автономного округа ежегодно осуществляется оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2020 год отражены в распоряжении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 августа 2021 года № 431-рп «О сводном докладе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2020 год и распределения грантов городским округам и муниципальным районам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, достигшим наилучших значений показателей эффективности деятельности».
Комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований за 2020 год определена на основании значений 14 сводных индексов показателей эффективности:
1) число субъектов малого и среднего предпринимательства
в расчете на 10 тыс. человек;
2) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;
3) объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя;
4) доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета
(за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций);
5) доля детей в возрасте 1 – 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет;
6) доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
7) доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений;
8) доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
9) общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, всего, в том числе введенная в действие за 1 год (интегральный показатель);
10) доля населения, получившего жилые помещения и улучившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях;
11) площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию (интегральный показатель);
12) удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления;
13) площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. человек населения, всего, в том числе земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства (интегральный показатель);
14) расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на 1 жителя муниципального образования.
По результатам комплексной оценки Ханты-Мансийский район среди 22 муниципальных образований Югры занял 12 место (2019 год – 17 место)
№ п/п |
Наименование муниципального образования |
Комплексная оценка | |
коэффициент |
место | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Белоярский район |
0,6796 |
1 |
2. |
г.Покачи |
0,6512 |
2 |
3. |
Нижневартовский район |
0,6330 |
3 |
4. |
г.Ханты-Мансийск |
0,6266 |
4 |
5. |
г.Урай |
0,6164 |
5 |
6. |
Нефтеюганский район |
0,6160 |
6 |
7. |
г.Когалым |
0,5903 |
7 |
8. |
г.Лангепас |
0,5856 |
8 |
9. |
г.Нижневартовск |
0,5735 |
9 |
10. |
Сургутский район |
0,5730 |
10 |
11. |
г.Нягань |
0,5694 |
11 |
12. |
Ханты-Мансийский район |
0,5600 |
12 |
13. |
г.Сургут |
0,5545 |
13 |
14. |
Октябрьский район |
0,5406 |
14 |
15. |
г.Югорск |
0,5391 |
15 |
16. |
г.Радужный |
0,5381 |
16 |
17. |
г.Мегион |
0,5296 |
17 |
18. |
Кондинский район |
0,5287 |
18 |
19. |
г.Пыть-Ях |
0,4854 |
19 |
20. |
Березовский район |
0,4585 |
20 |
21. |
Советский район |
0,4583 |
21 |
22. |
г.Нефтеюганск |
0,4248 |
22 |
Из 14 показателей, участвующих в оценке эффективности, наилучшие значения сводных индексов сложились по следующим показателям:
1.Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя – 1 место.
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям за 2020 год сложился в объеме 126 430,4 млн. рублей или 99,8% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года. Объем инвестиций в расчете на 1 жителя Ханты-Мансийского района составил 7 841,5 тыс. рублей.
Основную долю в структуре инвестиций занимают собственные средства предприятий – 75,4%, доля привлеченных средств составляет 24,6%.
Создание условий для благоприятного инвестиционного климата на территории Ханты-Мансийского района
В 2020 году продолжена работа по формированию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций на территорию Ханты-Мансийского района:
утвержден комплексный план мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории Ханты-Мансийского района на 2020 год (распоряжение администрации Ханты-Мансийского района от 31.01.2020 № 60-р);
проведено 2 заседания инвестиционного Совета по вопросам развития инвестиционной деятельности при администрации Ханты-Мансийского района, в рамках которых было рассмотрено 9 вопросов;
утверждено инвестиционное послание главы Ханты-Мансийского района на 2020 год (распоряжение главы Ханты-Мансийского района от 17.03.2020 № 2-рг);
утверждено инвестиционное послание главы Ханты-Мансийского района на 2021 год (распоряжение главы Ханты-Мансийского района от 11.12.2020 № 13-рг);
актуализирован инвестиционный паспорт Ханты-Мансийского района по состоянию на 01.01.2020.
В 2020 году продолжалась реализация инвестиционных проектов на территории района. Итоги о ходе их реализации ежеквартально размещались на официальном сайте администрации района в разделе «Инвестиционная деятельность»
2. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 1 место.
100% обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях района занимаются в первую смену.
3. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию – 1 место.
Показатель: Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию: объектов жилищного строительства - в течение 3 лет; иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет, равен нулю.
Земельные участки предоставляются по результатам торгов в аренду: для жилищного строительства сроком на 1 год, для иных объектов капитального строительства сроком до 3 лет.
4. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) – 2 место
За 2020 год налоговые и неналоговые доходы Ханты-Мансийского района составили 1 939,6 млн. рублей или 45% доходов бюджета, в том числе налоговые доходы – в сумме 1 398,6 млн. рублей и неналоговые доходы – в сумме 541 млн. рублей.
В целом за 2020 год по сравнению с 2019 годом отмечено повышение фактического поступления налоговых и неналоговых доходов на 261,8 тыс. рублей.
Для увеличения налоговых и неналоговых доходов в администрации Ханты-Мансийского района осуществлялись следующие мероприятия:
проведены работы по взысканию дебиторской задолженности, в том числе по арендной плате за земельные участки, доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности;
дополнительно передано в аренду недвижимое имущество и земельные участки, а также осуществлялась продажа права на заключение договоров аренды земельных участков;
проведена претензионно-исковая работа в отношении исполнителей муниципальных контрактов.
Кроме того, проводились следующие мероприятия, направленные на:
выявление организаций, обособленных подразделений в местах
их фактического нахождения и осуществления предпринимательской деятельности;
выявление объектов недвижимости, не включённых в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемого в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
привлечение доходов от сдачи в аренду площади МКУ «Управление технического обеспечения»;
определение (уточнение) характеристик объектов недвижимого имущества с целью вовлечения их в налоговый оборот;
выявление не используемых по целевому назначению земельных участков; земельных участков, на которые зарегистрированы права, но отсутствуют данные, по кадастровой оценке; невостребованных земельных участков (долей, паев) из земель сельскохозяйственного назначения и принятие мер по оформлению их в муниципальную собственность;
разъяснение порядка регистрации прав собственности на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, в упрощенном порядке.
5. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения, всего, в том числе земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства - 4 место.
Всего площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения – 1 202,7 гектаров (2019 год – 1 174,6 гектаров), в том числе:
площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства в расчете на 10 тыс. человек населения – 3 гектара;
площадь земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства в расчете на 10 тыс. человек населения – 0.
Предоставление земельных участков для строительства носит заявительный характер; в Земельный кодекс Российской Федерации внесены дополнения, введена новая глава V.6 (ст.39.33 - 39.36), предусматривающая процедуру выдачи разрешения на использование земель без предоставления земельного участка. В связи с этим юридические лица стали отдавать предпочтение указанной процедуре (выдается разрешение на использование земель в целях строительства целого ряда объектов, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300). В связи с возможностью ухода от процедуры отвода земельных участков, в целом в прогнозе на период 2021-2023 будет прослеживаться тенденция снижения отвода земельных участков, предоставленных для строительства на территории района. Кроме того, на предоставление земельных участков под строительство отрицательно влияет внесение в Единый государственный реестр недвижимости границ зон затопления и подтопления. Учитывая обстоятельство, что по территории района протекают две крупные реки Российской Федерации – Обь и Иртыш, площадь зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) с ограничениями и полным запретом на строительство составляет значительную его долю. Особенно это характерно для населенных пунктов и территорий, расположившихся вдоль рек.