О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления
администрации Ханты-Мансийского района за 2014 год
В целях реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжения Правительства автономного округа от 15 марта 2013 года № 92-рп «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Департаментом экономического развития автономного округа ежегодно осуществляется оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2014 год отражены в распоряжении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.08.2015 № 443-рп «О сводном докладе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2014 год и распределении грантов городским округам и муниципальным районам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, достигшим наилучших значений показателей в своей деятельности».
Комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований за 2014 год определена на основании значений 12 сводных индексов показателей эффективности, по результатам которой Ханты-Мансийский район среди 22 муниципальных образований Югры занял 5 место (2013 год – 3 место).
Из 12 показателей, участвующих в оценке эффективности, наилучшие значения сводных индексов сложились по следующим показателям:
1. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя – 1 место.
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям за 2014 год составил 72 520,3 млн. рублей или 89,1% в сопоставимых ценах к уровню 2013 года. Объем инвестиций в расчете на 1 жителя Ханты-Мансийского района составил 3 550,3 тыс. рублей.
Инвестирование в экономику района имеет монопрофильный характер, почти 95% инвестируется в отрасль, связанную с добычей полезных ископаемых (68 742,4 млн. рублей капитальные вложения в развитие производственных мощностей).
Предприятиями района за 2014 год выполнено строительных работ и оказано услуг собственными силами по чистому виду деятельности «Строительство» на сумму 2 597,8 млн. рублей или 75,2% в сопоставимых ценах к уровню предшествующего года.
За 2014 год введено 13 318 кв. метров жилья при плане 12 000 кв. метров, что на 3 589 кв. метров меньше, чем в 2013 году (16 907 кв. метров). Индивидуальное жилищное строительство составило 2 467 кв. метр или 18,5% от общего объема введенного жилья, что больше по сравнению с 2013 годом на 110 кв. метров (2 357 кв. метров).
В течение 2014 года завершены работы по вводу в эксплуатацию объектов: участковый пункт полиции в д.Согом, автодорога 6,1 км по улицам с.Селиярово, инженерные сети (сети водоснабжения) в с.Цингалы, реконструкция внутрипоселковых дорог в с.Батово.
Для формирования благоприятного инвестиционного климата администрацией Ханты-Мансийского района регламентирован порядок взаимодействия органов местного самоуправления и инвесторов в вопросах привлечения инвестиций:
Администрацией района принята инвестиционная декларация, в стратегию социально-экономического развития Ханты-Мансийского района до 2030 года включен раздел по формированию условий для инвестиционной привлекательности района;
В 2014 году распоряжением администрации Ханты-Мансийского района от 27.06.2014 № 851-р утвержден комплексный план мероприятий по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории Ханты-Мансийского района. Комплексный план мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории Ханты-Мансийского района в 2014 году исполнен в полном объеме;
Создан Совет по вопросам развития инвестиционной деятельности при администрации района. В состав Совета кроме представителей администрации вошли представители бизнес-сообщества района, институтов развития округа (распоряжение администрации района от 24.07.2014 № 991-р). Проведено три заседания Совета по вопросам развития инвестиционной деятельности при администрации Ханты-Мансийского района;
Утвержден перечень инвестиционных площадок, который состоит из 8 земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией (распоряжение администрации района от 13.08.2014 № 1078-р);
Сформирован план создания объектов инфраструктуры в Ханты-Мансийском районе на 2014 год (распоряжение администрации района от 08.09.2014 № 1200-р), включающий в себя 43 объекта.
Утвержден перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Ханты-Мансийского района (распоряжение администрации района от 09.09.2014 № 1206-р), в который вошли 11 проектов. Информация о реализации проектов размещается на официальном сайте администрации района с периодичностью раз в полгода.
В рамках реализации инвестиционных проектов по итогам 2014 года на территории Ханты-Мансийского района был реализован крупнейший инвестиционный проект по строительству тепличного комплекса ОАО «Агрофирма» в д.Ярки, который позволит ежегодно выращивать более 2 тыс. тонн огурцов, 500 тонн томатов и 150 тонн зеленых культур в год. В рамках реализации инвестиционного проекта со стороны администрации Ханты-Мансийского района предоставлен земельный участок для строительства тепличного комплекса.
В рамках исполнения плана мероприятий по обучению, повышению квалификации и оценке компетентности работников администрации Ханты-Мансийского района, ответственных за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Ханты-Мансийского района в 2014 году 8 муниципальных служащих прошли обучение в данном направлении;
В соответствии с оценкой (рейтингом) деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления ХМАО-Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата по итогам 2014 года Ханты-Мансийский район занимает 3 место среди муниципальных образований Югры.
2. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию – 1 место.
В части объектов жилищного строительства и иных объектов капитального строительства показатель равен нулю. Земельные участки предоставляются для жилищного строительства по результатам торгов в аренду сроком на 1 год, участки для строительства иных объектов капитального строительства предоставляются в аренду сроком до 3 лет.
В 2014 году площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тысяч человек населения составила – 760,4 гектара, снизившись, по сравнению с 2013 годом на 1,6% (772,6 гектар). Земельные участки для жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства предоставляются в соответствии со спросом, потребностями населения района, а также по средствам проведения земельных аукционов.
3. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет – 2 место.
В 2014 году в Ханты-Мансийском районе доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет составила 2 %, что меньше, чем в 2013 году, на 4,9 процентных пункта.
Муниципальная система дошкольного образования представлена 22 муниципальными казенными дошкольными образовательными учреждениями (61 группа для детей от 1 года до 7 лет) и 3-мя муниципальными казенными общеобразовательными учреждениями, имеющими группы дошкольного образования (5 групп для детей от 1 года до 7 лет).
Услугами дошкольного образования охвачено 1 099 детей в возрасте от 1,6 до 7 лет, что составляет 91,8 % от общего числа заявителей. За аналогичный период 2013 года охват составлял 1 044 детей (79,1%). Дети от 3 до 7 лет охвачены дошкольным образованием на 100%.
На 01.01.2015 г. в очереди на получение места в детский сад зарегистрировано 34 ребёнка в возрасте до 3 лет (д. Ярки – 23 человек, с. Нялинское – 11 человек). Так как за аналогичный период 2013 года в очереди на получение места в детский сад было зарегистрировано 113 детей этого возраста, очередь уменьшилась на 75%.
Для полной ликвидации очереди в детские сады в 2014 году были приняты следующие меры:
1. Разработана и утверждена приказом комитета по образованию поэтапная программа ликвидации очередности в дошкольных учреждениях для детей от 3 до 7 лет на 2012-2015 годы;
2. В детском саду «Ягодка» с.Кышик за счёт оптимизации площади спального помещения (91,8 кв.м.) предоставлено дополнительно 13 мест детям от 1,6 до 3 лет;
3. За счёт введения в эксплуатацию детского сада «Берёзка» в п. Горноправдинск, предоставлено 88 мест для детей от 1 года до 7 лет.
4. Открыта группа кратковременного пребывания в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении Ханты-Мансийского района «Детский сад «Улыбка» д. Ярки» на 15 мест;
5. Развитие негосударственного сектора услуг для детей раннего возраста. На территории Ханты-Мансийского района ИП Коростелева В.В. оказывает социальную услугу по присмотру и уходу за детьми от 1,6 до 3 лет (частный детский сад в д. Ярки на 15 мест).
4. Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций) – 3 место.
За 2014 год налоговые и неналоговые доходы Ханты-Мансийского района составили 1 407,8 млн. рублей или 43,6% доходов бюджета, в том числе налоговые доходы – в сумме 521,9 млн. рублей и неналоговые доходы – в сумме 885,9 млн. рублей.
В целом за 2014 год по сравнению с 2013 годом отмечено повышение фактического поступления налоговых и неналоговых доходов на 103,1 тыс. рублей.
Структура налоговых и неналоговых доходов местного бюджета за 2014 год
Наименование показателя |
Единица измерения |
Исполнено по бюджетам муниципальных районов |
ВЕЛИЧИНА НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ НОРМАТИВАМ ОТЧИСЛЕНИЙ) |
рубли |
1 407 806 030,53 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
рубли |
521 883 119,43 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
рубли |
482 962 102,34 |
Налог на доходы физических лиц |
рубли |
482 962 102,34 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
рубли |
21 146 534,32 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
рубли |
15 580 983,11 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО |
рубли |
729 374,24 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
рубли |
1 461 810,08 |
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ |
рубли |
2 315,34 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
рубли |
885 922 911,10 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
рубли |
73 081 095,90 |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
рубли |
744 663 932,56 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ (РАБОТ) И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
рубли |
19 883 341,94 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
рубли |
33 451 897,97 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
рубли |
12 693 036,01 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
рубли |
2 149 606,72 |
ОБЩИЙ ОБЪЕМ СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (БЕЗ УЧЕТА СУБВЕНЦИЙ) |
рубли |
3 226 551 365,06 |
ДОЛЯ НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ НОРМАТИВАМ ОТЧИСЛЕНИЙ) В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (БЕЗ УЧЕТА СУБВЕНЦИЙ) |
% |
43,63 |
Для увеличения налоговых и неналоговых доходов в администрации Ханты-Мансийского района осуществлялись следующие мероприятия:
1. Взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы РФ по ХМАО - Югре, Управлением Федерального казначейства по ХМАО - Югре и другими администраторами в части обмена оперативной информацией по платежам в бюджет района, изменениям налогооблагаемой базы налогоплательщиков, снижению недоимки и невыясненных платежей.
2. Мониторинг задолженности по налоговым и неналоговым платежам в местные бюджеты, с целью уменьшения задолженности.
3. Взаимодействие с предприятиями, предпринимателями, направленное на снижение задолженности перед бюджетом района в рамках работы комиссии по расширению налогооблагаемой базы и мобилизации доходов в бюджет района рассматриваются вопросы возникновения задолженности и реальные сроки ее погашения.
4. Взаимодействие с органами местного самоуправления сельских
поселений в части развития собственной доходной базы местных бюджетов.
5. Взаимодействие с Межрайонной ИФНС России №1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по постановке на налоговый учет организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Ханты-Мансийского района. В декабре 2014 года передана информация о 10 организациях, осуществляющих свою деятельность в рамках заключенных муниципальных контрактов.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 28 февраля 2014 года № 39 «О мерах по реализации решения Думы Ханты-Мансийского района от 20 декабря 2013 года № 303» утвержден план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов местного бюджета, и сокращению муниципального долга на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Планом предусмотрено 5 мероприятий, направленных на увеличение неналоговых доходов бюджета района:
изменение перечня муниципального имущества Ханты-Мансийского района, предназначенного к приватизации в 2014 году и плановом периоде 2015 -2016 годов;
изменение системы налогообложения в виде налога на имущество физических лиц в части исчисления налога от кадастровой стоимости;
изменение системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности в части изменения
корректирующего коэффициента К2;
изменение ставок арендной платы за земельные участки;
ежегодная индексация размера арендной платы за земельные участки на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В рамках реализации мероприятий получен бюджетный эффект в сумме 26 432,0 тыс. рублей, фактическое исполнение 22 896,7 тыс. рублей.
В целях совершенствования налогового законодательства на уровне Ханты-Мансийского района и приведения в соответствие нормативно – правовым актам федерального и окружного значения приняты следующие документы:
решение Думы Ханты-Мансийского района от 14 ноября 2014 года № 404 «Об установлении налога на имущество физических лиц»;
решение Думы Ханты – Мансийского района от 25 сентября 2014 года № 392 «О внесении изменений в решение Думы Ханты-Мансийского района от 21 ноября 2005 года № 414 «О Положении о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»;
решение Думы Ханты – Мансийского района от 4 июня 2014 года № 366 «О внесении изменений в решение Думы Ханты-Мансийского района от 16 ноября 2006 года № 65 «Об установлении земельного налога».
5. Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах – 4 место.
В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается снижение потребления электрической энергии на 2,2%. Снижение показателя достигнуто за счет проведения мероприятий по установке энергоэффективного оборудования, установки двухтарифных узлов учета электрической энергии.
Снижение потребления горячей воды на 4,2%, холодной воды на 2,7% снижение достигнуто за счет проводимых мероприятий по муниципальной целевой программе «Электроснабжение, энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования Ханты-Мансийский район на 2014-2017 годы».
В рамках реализации программы в полном объеме выполнены работы по мероприятиям «Ремонт сетей тепло и водоснабжения с использованием энергоэффективного оборудования и с применением эффективной тепловой изоляции при восстановлении разрушенной тепловой изоляции (в ППУ изоляции)»: п.Горноправдинск, п.Бобровский, п.Кирпичный; «Ремонт приборов учета газа в газовых котельных Ханты-Мансийского района»: д.Шапша, с.Троица, д.Белогорье, с.Цингалы, п.Луговской, п.Выкатной, п.Сибирский.
6. Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями – 5 место.
В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается снижение потребления:
электрической энергии на 1,4%;
холодной воды на 0,9%;
природного газа на 51,9%.
Снижение показателя достигнуто за счет выполнения работы всеми органами администрации Ханты-Мансийского района и муниципальными предприятиями района МП «ЖЭК-3» и МП «Комплекс-Плюс» по реализации Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет – 5 место.
В 2014 году доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет составила 97,7% что больше на 14,3 процентных пункта чем в 2013 году.
В 2014 году государственный кадастровый учет осуществлен по земельным участкам, на которых расположены 1 340 многоквартирных домов (2013 год – 1 146 многоквартирных домов).
Постановка земельных участков, расположенных под многоквартирными жилыми домами на государственный кадастровый учет осуществляется в рамках действия ведомственной целевой программы «Ведение землеустройства и рационального использования земельных ресурсов на 2014 – 2017 годы». В 2014 году в рамках программы проведены работы в отношении 194 земельных участков.