Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214
  • 8 (3467) 352800
  • office@hmrn.ru
Полная версия

Коренные малочисленные народы Севера

Публичная декларация государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера в Югре»

 

Здравствуйте!

ВУЩА ВОЛАТЫ!                      ПАЩА ОЛЭН!                       АНИ ТОРОВА!

Конституция Российской Федерации четко выделила право каждого человека на национальное самоопределение. По сути, Россия является многонациональным государством со множеством малых народностей на территории, поэтому сохранение их культуры и исключительного образа жизни является одним из приоритетов государства.

Жители больших городов России мало знают о народах, проживающих на территории Ханты-Мансийского района и бережно хранящих свою необычайную культуру и быт. Какие-то отдельные знания доходят из книг и средств массовой информации, но не более того. Давайте же познакомимся с этими малыми северными народами поближе.

Ханты-Мансийский район является местом исконного проживания коренных малочисленных народов.

Ханты, манси, ненцы живут на территории Ханты-Мансийского района уже не одну сотню лет. Истоки культур этих народов теряются в глубине веков. Все это время коренные малочисленные народы существовали в гармонии с природой. Непроходимая, могучая тайга, долины рек были своеобразной экологической нишей, определявшей быт, уклад, традиционные занятия аборигенов.

Основные виды деятельности коренных малочисленных народов района – сбор дикоросов, оленеводство, рыболовство, охота.

За 2020 год предприятиями всех форм собственности выловлено 182,602 тонн рыбы, собрано различных видов ягод 37,967 тонн, грибов собрано 3,3 тонн, заготовлено 21,899 тонн кедрового ореха.

Предприятием переработчиком произведено продукции из ягод (ягода, протертая с сахаром) 56,025 тонн.

Выделено субсидий:

- на обустройство территорий традиционного природопользования и приобретение материально-технических средств на общую сумму 3 943,8 тыс. рублей;

- на заготовку продукции традиционной хозяйственной деятельности в сумме 318,5 тыс. рублей;

- на компенсацию расходов на оплату обучения правилам безопасного обращения с оружием и проезда к месту нахождения организации, имеющей право проводить указанную подготовку на общую сумму 8,0 тыс. рублей;

- на производство рыбной продукции в сумме 3 086,7 тыс. рублей;

- на заготовку и переработку дикоросов в сумме 5 335,7 тыс. рублей. 

В постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года № 350-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера" внесена новая государственная поддержка в виде компенсации расходов на оплату обучения правилам безопасного обращения с оружием, управлению самоходными машинами категории "А", управлению маломерными судами и на оплату проезда к месту нахождения организаций, имеющих право проводить указанные виды обучения, и обратно."

Так же, увеличены размеры компенсации коренным малочисленным народам на приобретение материально-технических средств: снегоход, лодка, лодочный мотор.

 

Коренные народы составляют 12,1 процента от общей численности населения муниципалитета. Наибольшее количество коренного населения проживает на территориях сельских поселений Кышик – 503 чел. или 59,6% и Согом – 189 чел. или 69% от общей численности населения.

 

На территории Ханты-Мансийского района образовано 54 территории традиционного природопользования регионального значения (родовые угодья) общей площадью 1 051,7 тыс. га, из них 53 территории закреплены за физическими лицами, 1 территория – за Согомской национально-родовой общиной.

 

Сегодня органами власти всех уровней особое внимание уделяется рациональному использованию земель и ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, тем самым, сохраняя быт и уклад коренных народов.

 

В целях развития и популяризации деятельности коренных малочисленных народов Севера ряд национальных общин района ежегодно получают грантовую поддержку за счет средств окружного бюджета. Национальные общины активно участвуют в окружных выставках и ярмарках, в том числе при проведении международных мероприятий.

 Народы Севера соблюдают и чтут вековые традиции и обычаи. Это в основном охотники, рыболовы, оленеводы. Несмотря на то, что живут они по примерам и учениям своих предков, в их быту присутствуют вещи и из современной жизни: радио, рации, бензиновые лампы, моторы на лодках, снегоходы и многое другое.

Сохранение национальной культуры, обычаев и традиций народов Севера – общая забота.

Традиции

Календарный год у хантов состоял из двух полугодий, каждое из которых считалось отдельным временным промежутком. Летний полугодовой период начинается весной, так же, как у славян, зимний — с октября. Отсчет месяцев велся по лунам. Каждый месяц имеет свое название, в котором отражены явления природы. Вот некоторые из них:

1.        Февраль — месяц ленивого орла. Орел то летает, то сидит. По хантыйской легенде, он предвещает пробуждение солнца.

2.        Май — месяц ледохода, нереста рыбы, рождения оленят.

3.        Июнь — месяц высокой воды. В этот период подготавливали лодки, снасти к рыболовному промыслу.

4.        Сентябрь — месяц опадания листвы. Завершается летний полугодовой цикл. Начинается сезон охоты.

5.        Ноябрь — месяц застывания Оби. Начинаются морозы, земля покрывается толстым слоем снега, собаки не берут след животных.

6.        Декабрь — месяц большой темноты. Это период поддержания тепла в доме.

 

Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись. Весной отмечают Вороний день, это праздник наступления тепла, о котором возвещают вороны. Это первые птицы, прилетающие на север. Они вьют гнезда, своими криками пробуждая природу и призывая весну. Ворона почитается как покровительница матерей и младенцев. Мох, на котором посидела эта птица, стелют в детские люльки. На Вороний день нельзя шить, рубить дрова. На священных местах готовят еду, молятся духам природы и березе. Береза символизирует женское начало. На ее ветки привязывают цветные ленты, вешают баранки, монеты. Лента означает подарок богу Торуму. Если загадать желание в этот день, то оно исполниться. В честь Торума делают жертвенное подношение — закалывают оленя. Его голову и шкуру развешивают на дереве. Мясо едят, пьют оленью кровь.

В мае отмечался праздник Водяного царя. Его устраивают после вскрытия рек, когда начинается ледоход. Просыпается Вит-куль — покровитель водоемов. Это сын Торума, который должен присматривать за реками и озерами. Вит-куль распределяет рыбу по водоемам так, чтобы всем доставалось поровну. Он является в образе старика или очень большой рыбы. В день начала спуска лодок на воду делают жертвоприношение. Раньше это были животные, сейчас в воду бросают еду, выливают водку. Также Вит-куль традиционно получает в подарок крупную рыбу из первого улова. Летом проводится еще один водный праздник — день Обласа. Облас — это узкая лодка, сделанная способом выдалбливания из куска дерева. Управлять ей сложно, для этого требуется умение и опыт. Мужчины устраивают гонки на лодках, состязания по борьбе.

 

Особое значение у хантов имеет Медвежий праздник. Древняя легенда говорит о том, что медведь — это младший сын Торума. Этим объясняется его огромная сила и непобедимость. Когда бог послал его на землю, то дал указание не уничтожать поселения людей и не убивать оленей (еще одно священное животное). Однако из-за голода сын ослушался отца. В наказание Торум сделал его смертным, как людей. Душа осталась бессмертной и после смерти медведя должна вернуться к отцу. Поэтому в честь убитого медведя охотники устраивают праздник. Он продолжается несколько дней. Люди надевают шкуру медведя, устраивают представление с танцами, песнями. Исполняется ритуальный танец со стрелами. Медведя восхваляют как сильного и ловкого зверя. В песнях приносят извинения за его смерть. В его убийстве обвиняется ружье. Вороны представляются ворами, которые хотят украсть душу и мясо медведя. Люди же, наоборот, защищают его и не отдают воронам душу. После выступления варят мясо с соблюдением определенных ритуалов. Кости подвергаются захоронению. Отдельные части тела: губы, череп, куски шкуры складывают и хранят отдельно как священные предметы.

 

Современные ханты отмечают День оленевода. Это ежегодный национальный праздник, который утвердили недавно с целью возрождения культуры древнего народа. Он празднуется в марте, когда заканчивается охотничий сезон. Это масштабное мероприятие со спортивными соревнованиями, конкурсами, танцами.

 

Обрядовая деятельность – важнейший компонент духовной культуры любого народа, описание и изучение обрядов даёт представление о богатстве его культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов занимают ежегодно повторяющиеся и посвящённые различным событиям праздники:


Ханты-Мансийский район обладает уникальными природными условиями, поэтому на территории района активно развивается этнотуризм:

- «Остяко-Вогульск», гостевые домики на 76 км. автодороги Ханты-Мансийск – Нягань;

- «Колмодай», урочище Ярки в районе с. Цингалы;

- «Серебренное озеро» - гостевые домики на 25 км. автодороги Ханты-Мансийск – Нягань

Югра стала первым регионом, где доступом к сети интернет обеспечиваются жители, ведущие традиционный образ жизни и занимающиеся традиционными промыслами. В рамках проекта "IT-стойбище" в Югре создано 26 IT-стойбищ, в том числе 3 IT-стойбища в Ханты-Мансийском районе на территориях традиционного природопользования ХМ-5, ХМ-11, ХМ-12, в течении 2021 года в районе запланировано создать еще 2 IT-стойбища на территориях традиционного природопользования ХМ-18 и ХМ-19.