В 2021 году вступили в силу изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах, государственной поддержки семей, имеющих детей», которые внесли поправки в правила использования материнского капитала для тех владельцев сертификата, кто направил эти средства на формирование накопительной пенсии.
Если владелец сертификата направил средства маткапитала на формирование накопительной пенсии, а затем изменил своё решение и отозвал заявление, у него есть 6 месяцев, чтобы выбрать другое направление их использования. Среди них: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком или сразу несколькими детьми, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, получение ежемесячной выплаты.
Если за 6 месяцев владелец сертификата не определился с решением, то он может увеличить период принятия решения, написав заявление в ПФР о продлении срока ещё на 6 месяцев. Если в течение этого полугодия заявление на новое направление использования владелец сертификата так и не подал, то деньги будут возвращены на формирование накопительной пенсии.
Для остальных владельцев материнского капитала, которые пока не решили, как использовать средства, ничего не изменилось. Действие сертификата по-прежнему бессрочное. Если семья не спешит распоряжаться материнским капиталом, никакие заявления подавать не нужно.
Заявление о распоряжении средствами материнского капитала можно подать в электронном виде через Личный кабинет на сайте ПФР или портал госуслуг без посещения клиентской службы ПФР или МФЦ.
Мобильное приложение поможет записаться на прием в Пенсионный фонд
Большинство услуг Пенсионного фонда РФ в настоящее время можно получить дистанционно через интернет. Если все же требуется личное обращение в клиентскую службу ПФР, то спланировать дату и время своего визита поможет сервис «Запись на прием». Он реализован как на сайте Пенсионного фонда, так и в мобильном приложении.
Бесплатное приложение «ПФР Электронные сервисы» даёт возможность пользователям мобильных устройств получить сведения о состоянии своего индивидуального лицевого счета, назначенной пенсии и социальных выплатах, страховщике пенсионных накоплений, направить обращение в ПФР и др.
Одним из сервисов, доступных в приложении, является запись на прием в клиентскую службу ПФР. Для этого нужно зайти в раздел «Записаться на прием», выбрать субъект РФ (Ханты-Мансийский автономный округ) и территориальный орган ПФР, указать тему приема и удобные для посещения ПФР дату и время. Изменить время и дату приема, а также при необходимости отменить его можно в разделе «Перенос/отмена записи на прием и заказа документов».
Мобильное приложение ПФР доступно для платформ iOS и Android. При первом входе в приложение потребуется самостоятельно задать четырёхзначный пин-код и пройти авторизацию с помощью подтверждённой учётной записи на портале госуслуг. В дальнейшем для входа в приложение будет достаточно вводить пин-код.
Работники, выбравшие в прошлом году ведение трудовой книжки в бумажном виде, при желании могут подать работодателю новое заявление – о переходе на электронную трудовую.
Напомним, определиться с формой ведения сведений о трудовой деятельности – в бумажном или электронном виде – работающие граждане должны были до конца 2020 года. Заявление о сделанном выборе они подавали своему работодателю. Для тех работников, кто решил сохранить бумажную трудовую книжку, работодатель наряду с электронной трудовой продолжил вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Если впоследствии такие работники изменят свое решение, они вправе подать новое заявление – о ведении трудовой книжки только в электронном виде.
Если гражданин в прошлом году не имел возможности подать заявление о выборе способа ведения сведений о трудовой деятельности, то он может сделать это в любое время, в том числе при трудоустройстве. Это касается граждан, которые имеют стаж работы по трудовому договору или служебному контракту, но на 31 декабря 2020 года не работали и не подавали ранее такого заявления. Также подать заявление могут работники, которые на 31 декабря 2020 года состояли в трудовых отношениях, за ними сохранялось место работы, но трудовые обязанности они не исполняли, в том числе в связи с периодом временной нетрудоспособности или отпуска.
Отдельно отметим граждан, которые впервые устраиваются на работу в 2021 году – сведения о периодах работы у них ведутся изначально только в электронном виде.
Ознакомиться со сведениями своей электронной трудовой книжки можно с помощью электронного сервиса «Выписка из электронной трудовой книжки» на портале госуслуг или «Заказать справку (выписку) о трудовой деятельности» в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда РФ. Выписка формируется в режиме реального времени и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью МИЦ ПФР.