Информация для граждан
В Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями от 28.06.2021 № 219-ФЗ (далее – Закон о занятости) внесены следующие изменения:
1. Предусмотрено преобразование информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее – единая цифровая платформа) для решения задач:
- содействие занятости населения, в том числе посредством размещения информации о возможностях трудоустройства, о работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу;
- обеспечение предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе оказания таких услуг в электронном виде и др.
2. Законом о занятости на постоянной основе переведены в электронный формат услуги, связанные с регистрацией граждан в центрах занятости и поиском работы.
3. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявления и иные сведения в электронной форме с использованием:
единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – единая цифровая платформа «Работа в России»);
федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
При этом сохранится возможность личного обращения в органы службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения, и бесплатным доступом к единой цифровой платформе.
Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявлений в электронной форме.
4. Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, указавшие в заявлении следующую информацию:
а) не претендуют на признание безработными - независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации;
б) претендуют на признание безработными – по месту жительства.
5. Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении организаций, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В случае противоречия сведений, содержащихся в заявлении либо в письменных документах гражданина, учитываются сведения, полученные по из организаций в рамках системы межведомственного взаимодействия.
6. Зарегистрированным гражданам, претендующим на признание безработными, устанавливается дата личного посещения центра занятости населения по месту жительства для регистрации их в качестве безработных граждан на одиннадцатый день со дня подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
7. Перерегистрация безработных граждан проводится при личном посещении центра занятости населения по месту жительства в установленные органами службы занятости сроки, в том числе для подбора подходящей работы.
8. Подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся на единой цифровой платформе «Работа в России».
9. Взаимодействие с гражданами, представившими заявление в электронной форме, осуществляется с использованием единой цифровой платформы «Работа в России».
10. Закон о занятости населения дополнен нормами об ответственности за нарушение его требований. В частности, установлено, что сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату.
Данные изменения вступают в силу с 01 августа 2021 года.
За получением дополнительной информации граждане могут обратиться по телефону «горячей линии»: 32-05-17.
Информация для работодателей
Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) и статью 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:
1. Уточнена обязанность работодателя по уведомлению службы занятости о дне приема на работу гражданина, направленного к нему органами службы занятости, а в случае отказа в приеме на работу – о дне проведенных с гражданином переговоров о вариантах подходящей работы и причине отказа в приеме на работу. Обеспечена возможность направления уведомления в электронной форме через единую цифровую платформу.
2. Законом о занятости закрепляется статус портала «Работа в России» как единой цифровой платформы в сфере занятости, которая станет основным каналом предоставления потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях для работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше. В настоящее время работодатели ежемесячно представляют в службу занятости информацию о вакансиях на бумажном носителе или через общефедеральный и региональный порталы.
3. Важная новация Закона о занятости связана с гарантиями для граждан с инвалидностью, в том числе и по вопросу выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно п. 5 статьи 13.2 Закона о занятости квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой. Указанная норма статьи 13.2. вступает в силу с 01.03.2022.
В целях организации сопровождения при содействии занятости инвалида работодателями на возмездной основе за счет собственных средств могут привлекаться в качестве наставников, в том числе работники соответствующих общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений инвалидов (пункт 8 статьи 13.1.).