Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214
  • 8 (3467) 352800
  • office@hmrn.ru
Полная версия

Разделы

Методические рекомендации по противодействию жестокого обращения с детьми и популяризации здорового образа жизни

«Методические рекомендации по противодействию жестокого обращения с детьми и популяризации здорового образа жизни»

Жестокое обращение с детьми: что это такое? 

Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

1.     Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

2.  Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

3.  Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

-открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

-угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

-ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

-отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Признаки, с помощью которых мы можем узнать о физическом насилии:

- необъяснимые травмы или ожоги  на теле ребенка (особенно повторяющиеся);

- ребенок уходит от разговора об этих травмах;

- нежелание ребенка ходить в шортах и футболке в жаркие дни;

- ребенок  боится идти домой и боится встречи с родителями;

- неоднократные побеги ребенка из дома.

Признаки, с помощью которых мы можем узнать о сексуальном насилии:

Дети в возрасте до 5 лет:

- нет ощущения безопасности и  полные страха глаза;

- в присутствии конкретного человека показывают очень сильный страх (более чем в 90% случаев это известный человек или родственник, почти 50% собственных родителей);

- наличие повреждения гениталий, анальной области;

- регресс как защитный механизм, уход на более ранние ступени развития,  когда ребенок был младше;

- проблемы с приемом пищи;

- играя в куклы или другие игры дети имитируют сексуальное поведение;

- потеря интереса к игре;

- словарный запас ребенка отличается наличием бранных слов.

 Дети от 5 до 12 лет:

- ребенок начинает  лгать, воровать, ругаться, чтобы привлечь внимание к себе;

- ребенку становятся скучными мероприятия, которые ранее ему были интересны;

- ребенок не желает посещать уроки физкультуры

-  у ребенка появляется не пропорциональная возрасту сексуальная активность.

- у ребенка появляются инфекции мочевыводящих путей, кровотечения или повышенная чувствительность в области гениталий или анальной области;

- у ребенка появляются  проблемы с приемом пищи - анорексия или переедание;

- подавленное настроение;

- покушение на самоубийство;

- плохое мнение о себе, как правило, причинение вреда самому себе;

- побег из дома;

- регрессия в поведении;

- у ребенка появляются попытки сексуального надругательства над другими детьми;     

-  у ребенка нет желания идти домой.  

Дети старше 13 лет (также относится к любой предыдущей)

- у ребенка подавленное настроение;

- ребенок  употребляет ПАВ (наркотики, алкоголь);

- у ребенка появляются проблемы с памятью;

- ребенок хронически страдает от кошмаров, боится темноты;

- ребенок  не в состоянии сосредоточиться;

- ребенок стремится к одиночеству;

- для эмоциональных реакций  ребенка характерны   вспышки гнева;

- наличие у ребенка неоправданного  чувства вины.

Признаки, с помощью которых мы можем узнать о психическом (эмоциональном) насилии:

- боязнь новых ситуаций;

- попытка суицида;

- невротические симптомы;

- выражения неопределенности в отношениях с большинством других людей, неспособность устанавливать дружеские контакты;

- чрезмерно пассивное поведение, или, наоборот, чрезвычайно агрессивное;

- замечание о возможном наказании;

- недоверие к взрослым людям, которые пытаются помочь детям, или, наоборот, чрезмерная зависимость от опекаемого поведения взрослого и постоянное выражение благодарности за любое внимание;

- ребенок находит любые причины, чтобы не оставаться в своей собственной семье, хотя это совершенно неуместно;

- ребенок убежден, что никто его не любит. 

Памятка родителям по предупреждению жестокого обращения сдетьми в семье


Важно помнить!

Когда взрослый человек бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и  фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным.

Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну.

Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать?  Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком, хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае, оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

Физическое насилие (в любом виде) – пугает. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.

Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы, таким образом, даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:

- вовремя не поняли его;

- пожалели свои силы и время;

- стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;

- стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.

 

Подготовила психолог Центра «Вега»

Сибгатова Рината Илгизяровна

Методические рекомендации "предупреждение жестокого обращения с детьми в семье"

Методические рекомендации "Профилактика жестокогообращения с подростками"