|
1. Система муниципальных правовых актов органов местного самоуправления сельского поселения Горноправдинск
В соответствии со статьей 30 Устава сельского поселения Горноправдинск:
1. В систему муниципальных правовых актов сельского поселения Горноправдинск входят:
1) Устав сельского поселения Горноправдинск, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск;
3) правовые акты Администрации сельского поселения Горноправдинск и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
2. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории поселения.
3. Устав сельского поселения Горноправдинск и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории сельского поселения Горноправдинск.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу сельского поселения Горноправдинск и правовым актам, принятым на местном референдуме.
В соответствии со статьей 31 Устава сельского поселения Горноправдинск:
1. Совет депутатов сельского поселения Горноправдинск по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Уставом сельского поселения Горноправдинск, принимает решения устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения (нормативные правовые акты), решение об удалении главы сельского поселения Горноправдинск в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Уставом сельского поселения Горноправдинск.
2. Решения Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
Совет депутатов сельского поселения Горноправдинск по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Уставом сельского поселения Горноправдинск, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск. Решения Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск об удалении главы сельского поселения Горноправдинск в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее 7 депутатов Совета поселения.
2.1. При необходимости оперативного решения вопросов в связи с чрезвычайными обстоятельствами, либо в связи с невозможностью очного проведения заседания Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, либо в случаях, установленных регламентом Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, решение Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск может приниматься в заочной форме путем опроса мнений депутатов Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск.
Заочное решение Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск посредством опроса мнений не менее двух третей от установленного числа депутатов Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск по конкретному вопросу после ознакомления депутатов с подготовленными материалами. Опрос проводится путем проставления депутатами Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск на проекте решения Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск своего согласия либо несогласия и направления указанных материалов в адрес Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск.
Для опроса мнений депутатов Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск может использоваться факсимильная связь, а также электронная почта. Депутат Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск считается проголосовавшим, если от него получен ответ, в том числе любым из выше перечисленных способов.
Решение Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, принятое посредством заочного голосования, имеет юридическую силу наравне с решениями Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, принятыми открытым или тайным голосованием.
3. Председатель Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, подписывает решения Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск.
3.1. В случае отсутствия на очном заседании Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск председателя Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, а также отсутствия председателя Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск (выезд на работу за пределы поселения, командировка, отпуск, болезнь и другое) при подписании решения Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, принятого на очном заседании либо в заочной форме, решения Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск подписывает заместитель председателя Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск.
В случае отсутствия на очном заседании Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск председателя Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, а также отсутствия председателя Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск (выезд на работу за пределы поселения, командировка, отпуск, болезнь и другое) при подписании решения Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, принятого на очном заседании либо в заочной форме, решения Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск подписывает депутат Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, осуществляющий свои полномочия (работающий) на постоянной основе.
В случае отсутствия на очном заседании Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск председателя Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, депутата, осуществляющего свои полномочия (работающего) на постоянной основе, а также отсутствия председателя Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, депутата, осуществляющего свои полномочия (работающего) на постоянной основе (выезд на работу за пределы поселения, командировка, отпуск, болезнь, отсутствие депутата, избранного осуществлять свои полномочия (работать) на постоянной основе и другое) при подписании решения Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, принятого на очном заседании, решения Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск подписывает депутат Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, избранный в соответствии с регламентом Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск председательствующим на очном заседании Совета поселения.
4. Решение Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, имеющее нормативный характер (нормативный правовой акт Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск), направляется главе сельского поселения Горноправдинск для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Глава сельского поселения Горноправдинск подписывает решение Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск в течение 10 дней со дня его поступления.
Глава сельского поселения Горноправдинск вправе отклонить решение, принятое Советом депутатов сельского поселения Горноправдинск. В этом случае, решение в течение 10 дней возвращается в Совет депутатов сельского поселения Горноправдинск с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Если глава сельского поселения Горноправдинск отклонит решение Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, оно вновь рассматривается Советом депутатов сельского поселения Горноправдинск. Если при повторном рассмотрении, указанное решение будет одобрено в ранее принятой редакции не менее 7 депутатами Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, оно подлежит подписанию главой сельского поселения Горноправдинск в течение 7 дней и опубликованию (обнародованию).
В соответствии со статьей 32 Устава сельского поселения Горноправдинск:
Глава сельского поселения Горноправдинск в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Глава сельского поселения Горноправдинск издает постановления и распоряжения по иным вопросам, не указанным в абзаце первом настоящей статьи, отнесенным к его компетенции Уставом сельского поселения Горноправдинск в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 33 Устава сельского поселения Горноправдинск:
1. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, главой сельского поселения Горноправдинск, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, Ханты-Мансийским межрайонным прокурором, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
2. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
3. Решения Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета поселения, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск только по инициативе главы сельского поселения Горноправдинск или при наличии заключения главы сельского поселения Горноправдинск.
В соответствии со статьей 34 Устава сельского поселения Горноправдинск:
1. Муниципальные правовые акты вступают в силу после их подписания, если в них не предусмотрено иное, за исключением решений Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
3. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в официальном издании, определенном решением Совета депутатов сельского поселения Горноправдинск.
4. Официальным обнародованием муниципальных правовых актов является их доведение до сведения населения, организаций через средства массовой информации или путем вывешивания их текстов в общедоступных местах, определяемых правовым актом Администрации сельского поселения Горноправдинск, и дополнительного размещения их текстов на официальном сайте поселения в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (компьютерной сети «Интернет»), а также другими способами, обеспечивающими их максимальное оповещение и ознакомление, определяемыми правовым актом Администрации сельского поселения Горноправдинск.
Порядок обнародования муниципальных правовых актов путем вывешивания их текстов в общедоступных местах и дополнительного размещения их текстов на официальном сайте поселения, в том числе определение лиц ответственных за своевременность и достоверность обнародования муниципальных правовых актов, установление сроков их обновления, определение порядка ознакомления с актами, снятыми со стендов, тумб и досок объявлений, гарантии доступности каждому жителю муниципальных правовых актов, содержащих положения, затрагивающие его права, свободы и обязанности, устанавливаются правовым актом Администрации сельского поселения Горноправдинск.
В соответствии со статьей 35 Устава сельского поселения Горноправдинск:
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).
Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления поселения или должностным лицом местного самоуправления поселения в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания Администрация сельского поселения Горноправдинск или должностные лица местного самоуправления поселения обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а Совет депутатов сельского поселения Горноправдинск - не позднее трех дней со дня принятия ими решения.
2. Порядок обжалования муниципальных правовых актов
2.1. Главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее – ГПК РФ) определено производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ:
1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьей 24 ГПК РФ в районный суд. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправления, принявшего нормативный правовой акт.
5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК, и содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.
В соответствии со статьями 131, 132 ГПК РФ:
1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.
2. В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
3. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.
4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
5. К исковому заявлению прилагаются:
его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
В соответствии со статьей 252 ГПК РФ:
1. Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган местного самоуправления, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, извещаются о времени и месте судебного заседания.
2. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
3. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом местного самоуправления, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
В соответствии со статьей 253 ГПК РФ:
1. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
2. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
3. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления или должностного лица.
4. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
2.2. Главой 25 ГПК РФ определено производство по делам об оспаривании решений органов местного самоуправления (не носящих нормативный правовой характер)
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ:
1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган местного самоуправления.
2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьей 24 ГПК РФ в районный суд. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления, решение которого оспаривается.
3. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ:
К решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ:
1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 257 ГПК РФ:
1. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа местного самоуправления, решения, которого оспариваются.
2. Неявка в судебное заседание кого-либо из вышеуказанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
В соответствии со статьей 258 ГПК РФ:
1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
2. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления, решения которого были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
3. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.
4. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права либо свободы гражданина не были нарушены.
2.3. Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее – АПК РФ) определено рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления
В соответствии со статьей 197 АПК РФ:
1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе.
2. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений указанных органов.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ:
1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Прокурор, а также органы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
4. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 199 АПК РФ:
1. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа местного самоуправления, который принял оспариваемый акт;
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом;
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт;
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным.
2. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта.
3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
В соответствии со статьей 200 АПК РФ:
1. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный в настоящем абзаце срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.
2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган местного самоуправления, который принял оспариваемый акт и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 АПК РФ.
4. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа местного самоуправления, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
5. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа местного самоуправления надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган местного самоуправления, который принял акт.
6. В случае непредставления органом местного самоуправления, который принял оспариваемый акт доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ:
1. Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.
2. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
3. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления должны содержаться:
1) наименование органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый акт; название, номер, дата принятия оспариваемого акта;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт;
3) указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
5. В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом местного самоуправления об исполнении решения суда.
6. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
7. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
8. Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в орган местного самоуправления, который принял оспариваемый акт. Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган, прокурору, другим заинтересованным лицам.