Право на судебную защиту является одним из важнейших прав, закрепленных в Конституции РФ. Судебный порядок является наиболее действенным способом защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций.
Налоговый спор может быть урегулирован в досудебном и (или) судебном порядке.
В последнее время существенное значение приобретает использование досудебных процедур, которые позволяют уменьшить количество дел, поступающих в суды и тем самым разгрузить их.
Процедура досудебных урегулирования споров имеет ряд преимуществ, в сравнении с судебным разбирательством. Досудебные процедуры более оперативны, чем судебный процесс, где процессуальные гарантии обеспечиваются закреплением сложных процедур. С оперативностью досудебного порядка связана его экономичность. В отличие от судебного разбирательства, при применении досудебных процедур правовой конфликт может быть урегулирован еще на этапе возникновения, что освободит участников от существенных материальных затрат. С другой стороны, применение досудебных процедур позволяет установить действительность и содержание спора и тем самым ускорить само судебное разбирательство.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ (ч. 5 ст. 4, п. 8 ч. 2 ст. 125, п. 2 ч. 1 ст. 148), а также Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 132, п. 1 ч. 1 ст. 135, ст. 222), указывающие на обязательность соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в корреспонденции с п. 5 ст. 101.2 НК РФ, подразумевают обязательное обращение налогоплательщика с жалобой в вышестоящий налоговый орган до подачи соответствующего иска в суд.
Положения о досудебном урегулировании налоговых споров изложены в гл. 14 и 19 НК РФ.
С позиции налоговых споров особое значение принадлежит оспариванию ненормативных правовых актов государственных органов; урегулирование особой категории налоговых споров - споров по результатам налоговых проверок. Сегодня досудебный порядок урегулирования спора обязателен только для решений, принятых по результатам выездных и камеральных проверок.
Начинается урегулирование конфликтной ситуации с обжалования акта налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте камеральной или выездной проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в силу ч. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
На втором этапе обжалованию подлежит вынесенное инспекцией решение, являющееся актом ненормативного характера. Чтобы в последующем иметь возможность оспорить данный документ в суде, проверяемое лицо обязано соблюсти досудебный порядок урегулирования налогового спора. На это указано в ч. 5 ст. 101.2 НК РФ: решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к такой ответственности может быть оспорено в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
В соответствии с ч. 9 ст. 101 НК РФ решения инспекции вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения проверяемому лицу (его представителю). Если до истечения указанного срока налогоплательщик в соответствии с ч. 3 ст. 139 НК РФ подаст в инспекцию, должностными лицами которой проводилась проверка, апелляционную жалобу, решение вступит в законную силу после его утверждения вышестоящим налоговым органом.
Решение вышестоящим налоговым органом по жалобе налогоплательщика принимается в течение месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем налогового органа (его заместителем), но не более чем на 15 рабочих дней.
Интересующуюся информацию по вопросам досудебного урегулирования - о порядке, сроках подачи жалоб (апелляционных) жалоб, а также о результатах их рассмотрения можно получить по телефону «горячей линии» УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре
8(3467) 394-804.
Досудебное урегулирование споров - это процедура, позволяющая налогоплательщикам и налоговым органам выяснить противоречия и разногласия на первой стадии их возникновения, в период после завершения налоговой проверки или после выявления налогового правонарушения, не обращаясь сразу в арбитражный суд.