28.10.2015
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", положения которой явились предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации, решение о признании гражданина безработным принимается при представлении им определенных документов, в том числе справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Исходя из буквального толкования указанной нормы и складывающейся практики правоприменения, не предоставление указанной справки являлось безусловным основанием для отказа гражданам в признании их безработными.
Вышеизложенное обстоятельство послужило основанием для обращения гражданина с соответствующим заявлением в Конституционный Суд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 № 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского" установлен запрет отказывать бывшим индивидуальным предпринимателем, не представившим справку о среднем заработке по последнему месту работы, в признании безработными.
Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что органы службы занятости не могут отказывать гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, в признании безработными на том лишь основании, что ими не представлена данная справка. Таков конституционно-правовой смысл положений названного закона, определяющих порядок и условия признания граждан безработными. И поэтому данные нормы не противоречат Конституции РФ.
В противном случае создавались бы искусственные препятствия для признания этих граждан безработными и реализации ими прав, гарантированных безработным в целях оказания помощи в трудоустройстве и социальной поддержки в период безработицы. В результате нарушалось бы право граждан на защиту от безработицы, закрепленное Конституцией РФ.
От размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы не зависят ни допустимость предлагаемой им работы в качестве подходящей, ни размеры пособия по безработице и стипендии на период профобучения и получения дополнительного профобразования. Следовательно, чтобы оказать данным гражданам содействие в подборе подходящей работы и назначить указанные выплаты, органам службы занятости не требуется обязательно устанавливать размер их среднего заработка по последнему месту работы.
Кроме того, само по себе отсутствие сведений о размере среднего заработка этих граждан по последнему месту работы не должно служить препятствием и для предоставления им иных мер господдержки в области содействия занятости и защиты от безработицы. Ведь виды и объем этих мер также никоим образом не связаны с размером среднего заработка лиц, относящихся к одной из указанных категорий.
Дата изменения: 05.01.2016 12:28:52
Количество показов: 756